Бардо (состояние)
БАРДО (тибетский), в буддизме - промежуточное состояние между смертью индивида и его новым рождением. Закрепившийся в европейской и русской культуре термин «бардо» обязан своей известностью трудам английского исследователя У. И. Эванс-Вентца и особенно его «Тибетской книге мёртвых (Бардо Тхедол)» (1927). В каноне тхеравады промежуточное состояние отрицается, но у Асанги (4 век) и Васубандху (4-5 века) оно становится предметом особого учения. Согласно ему, индивид, которому предстоит переродиться в мирах ниже сферы нирваны, после смерти становится «гандхарвой» (так же именуется класс полубогов в брахманизме и индуизме), бесплотным мыслящим существом. Для образования будущего зародыша гандхарва так же важен, как оплодотворение матери или её здоровье. В течение 7 дней гандхарва должен подыскать подходящее ему (по уровню омрачённости сознания, социальному статусу и тому подобное) материнское лоно. Если это не удаётся, то он умирает и сразу же рождается вновь, что может повторяться 7 раз. Следовательно, гандхарва может пребывать в бардо максимум 49 дней. Гандхарвы обладают органами чувств (кроме вкуса) и рядом паранормальных способностей; например, они могут мгновенно перемещаться в любую точку пространства. Видимы гандхарвы только друг другу и йогам, развившим в себе паранормальные способности. В позднем индийском буддизме ваджраяны и в Тибете учение о бардо получило мощное развитие в связи с доктриной живых воплощенцев: известных учителей, мистиков, далай-лам, панчен-лам, кармап (смотри Тибетский буддизм) и др. Считается, что некоторые святые после своей смерти, находясь в бардо, в результате занятий йогой и общения с гандхарвами других святых или богов могут достичь нирваны. В Тибете учение о бардо дополнилось разделами о том, как правильно умирать и как научиться видеть гандхарвов. В Китае и Японии его влияние сказалось на церемонии поминания умерших каждые семь дней до 49-го дня.
Реклама
Лит.: Чокьи Нима Ринпоче. Путеводитель по жизни и смерти. СПб., 1995; Тибетская книга о великом освобождении или Достижение нирваны путем познания ума / Введение и коммент. У. Й. Эванса-Вентца. Самара, 1998; Арага Карма Чагме. Путь через врата смерти. Улан-Удэ, 1999.
В. П. Андросов.