Барлах Эрнст
БАРЛАХ (Barlach) Эрнст (2.1.1870, Beдель, близ Гамбурга - 24.10.1938, Росток; похоронен в Ратцебурге), немецкий скульптор, график и писатель. Член Прусской Академии Художеств (1919), почётный член Мюнхенской Академии Художеств (1925). Окончил Художественно-промышленное училище в Гамбурге (1891), дрезденскую Академию Художеств (1895), посещал Академию Р. Жюлиана в Париже (1895-96). В раннем творчестве Барлах испытал влияние югендстиля (модерна), сотрудничал в журналах «Югенд» и «Симплициссимус», участвовал в выставках Сецессиона. В 1906 году совершил путешествие в Россию. Увиденные там так называемые каменные бабы, посвящённые культу воинов-предков, послужили одним из источников мемориальной скульптуры Барлаха - его высшего творческого достижения; ряд его произведений отразил впечатления от пребывания в России («Русская нищая», варианты - бронза, глазурованная керамика, 1907; рисунки и др.). В 1909-10 годах посетил Италию. По возвращении поселился в Гюстрове. Иллюстрировал в техниках ксилографии и литографии собственную драматургию, также сцены «Вальпургиевой ночи» из «Фауста» И. В. Гёте (1922). Трагические события 1-й мировой войны наложили отпечаток на всё зрелое творчество Барлаха (рельефы «Жизнь и смерть», бронза, 1917, Наследие Барлаха, Гюстров; «Измученное человечество», дерево, 1919, Музей Л. Хёша, Дюрен, и др.). В нацистской Германии Барлаху было запрещено выставляться, из музеев было конфисковано около 380 его работ, памятники уничтожались, а скульптурная группа «Встреча» (бронза, 1926, Музей Барлаха, Ратцебург) была показана на выставке «Дегенеративного искусства» (1937). В травле Барлаха участвовала не только нацистская пресса, но и протестантская церковь. В 1938 году мастеру было запрещено работать.
Реклама
Истоки творчества Барлаха - христианская мистика, символизм, мир страдающих персонажей Ф.М. Достоевского. Пластический язык архаического и средневекового искусства претворён им в духе экспрессионизма. Стремясь к монументальной форме, предпочитал твёрдые материалы - дерево, керамику и бронзу. Его массивные, приземистые и обобщённые, иератически-застывшие фигуры изображают пребывающих в вечности умерших или обращённых к ним живых - «Мститель» (бронза, 1914, Городской музей, Росток), «Фриз внемлющих» (дерево, 1930-35, Дом-музей Барлаха, Гамбург), варианты «Распятий» (для церкви Святой Елизаветы в Марбурге, 1931, и др.). Наиболее значительные произведения посвящены жертвам 1-й мировой войны: «Скорбящая мать» (1921, церковь Святого Николая) и монумент «Воитель духа» (1928) для Киля, монумент для собора в Гюстрове (1927) с фигурой парящего ангела (с портретными чертами К. Кольвиц) (все - бронза); Памятник павшим для собора в Магдебурге (1929), рельеф мемориала в Гамбурге (1931).
Автор драм, проникнутых абстрактно-утопическими призывами к обновлению мира, нередко - религиозно-мистического характера: «Мёртвый день» («Der tote Tag», 1912), «Потоп» («Die Sündflut», 1924), «Славное время» («Die gute Zeit», 1929), «Граф фон Ратцебург» («Der Graf von Ratzeburg», 1951) и др., а также гротескно-сатирических пьес «Нищий кузен» («Der arme Vetter», 1918), «Истинные Седемунды» («Die echten Sedemunds», 1920). Премия имени Г. фон Клейста за драматические сочинения (1924).
Соч.: Ein selbsterzähltes Leben. В., 1928; Fragmente aus sehr früher Zeit. В., 1939; Werk und Wirkung: Berichte, Gespräche, Erinnerungen / Gesam. und Hrsg. von Е. Jansen. В., 1975; Das dichterische Werk. Мünch., 1976. Bd 1-3; Die Dramen. Мünch., 1977.
Лит.: Е. Barlach: Werkverzeichnis. Hamb., 1958-1971. Bd 1-3; Kröplin К.-Н. Е. Barlach-Bibliographie. В., 1972; Маркин Ю.П. Э. Барлах. Пластические произведения. М., 1976; Е. Barlach. Das Wirkliche und Wahrhaftige: Briefe, Grafik, Plastik, Dokumente. 3. Aufl. Rostok, 1977; Е. Barlach: Werk und Werkentwürfe aus fünf Jahrzehnten. В., 1981. Bd 1-3; Piper Е. Е. Barlach und die nationalsozialistische Kunstpolitik. Мünch., 1983; Kurth W. Е. Barlach. В., 1985; Е. Barlach. Lpz., 1997.
А. М. Муратов.