Барро Жан Луи

Ж. Л. Барро в роли Дюбуа («Ложные признания» П. Мариво).БАРРО (Barrault) Жан Луи (8.9.1910, Ле-Везине, департамент Сена и Уаза - 22.1. 1994, Париж), французский актёр, режиссёр, театральный деятель. Учился на курсах живописи в школе Лувра. В 1931 году поступил учеником в театр «Ателье» к Ш. Дюллену, в 1932-35-е годы играл в спектаклях и занимался пантомимой под руководством Э. Декру (исполнил пантомиму «Вокруг матери» по роману «Когда я умирала» У. Фолкнера). Сблизился с сюрреалистами и левой театральной группой «Октябрь». В 1935 году создал труппу «Чердак Августинов». В 1937 году в «Театре Антуана» поставил «Нумансию» М. де Сервантеса, принёсшую ему большой успех. В 1940-46 годах в театре «Комеди Франсез» (Родриго - «Сид» П. Корнеля, Гамлет - «Гамлет» У. Шекспира); поставил «Федру» Ж. Расина (1942 год), «Атласную туфельку» П. Клоделя (1943 год), «Антония и Клеопатру» Шекспира (1945 год). В 1946 году вместе с М. Рено (женой Барро) создал собственную труппу. Свой театр Барро противопоставлял театру буржуазному, коммерческому; искусно сочетая в репертуаре классические и современные пьесы, создавал спектакли, пронизанные драматизмом, острым ощущением времени. В 1947 году Барро первым во Франции инсценировал «Процесс» Ф. Кафки (исполнил роль Йозефа К.). Органически восприняв идеи А. Арто, первым пытался воплотить их на сцене. Спектакли Барро этого периода оказали влияние на формирующийся во Франции абсурда театр. Среди других постановок 1940-50-х годов: «Ложные признания» П. Мариво, «Ночи гнева» А. Салакру, «Христофор Колумб» Клоделя, «Мальбрук в поход собрался» М. Ашара, «Амфитрион» Мольера, «Вишнёвый сад» А. П. Чехова. В 1959-1968-е годы Барро возглавлял «Театр де Франс» в Париже, где в 1960 году поставил «Носорога» Э. Ионеско (исполнил роль Беранже). Барро был первым режиссёром, кто вывел на большую сцену абсурдистскую драму (пьесы С. Беккета, Ж. Жене и др.). В 1966-68 годах одновременно возглавлял Театр Наций, «Ливинг-тиэтр». В 1972 году начал работать в передвижном театре вокзала Орсе, впоследствии театр был реорганизован в «Рон Пуан» (здесь Барро поставил спектакли «Так говорил Заратустра» по Ф. Ницше и «Задиг» по Вольтеру). Выдающийся актёр, Барро развивал традиции искусства пантомимы. Руководил Школой драматического искусства в Париже (основанной им совместно с Ж. Берто и Р. Руло). С 1935 года снимался в кино. Всемирную известность принесла роль Батиста Дебюро в фильме «Дети райка» (1944 год, режиссёр М. Карне). 

Реклама

Соч.: Размышления о театре. М., 1963; Воспоминания для будущего. М., 1979.

Лит.: Benmussa S. Barrault J. L. Р., 1965; Mignon Р. L. J. L. Barrault: le théâtre total. Р., 1998; Проскурникова Т. Б. Театр Франции. Судьбы и образы. СПб., 2002; Levasseur С. Dans l ‘intimité des Renaud-Barrault. Р., 2003.

Е. А. Дунаева.