Барт Карл

БАРТ (Barth) Карл (10.5.1886, Базель - 10.12.1968, там же), швейцарский кальвинистский богослов, главный представитель диалектической теологии. Изучал теологию и философию в университетах Берна, Берлина, Тюбингена и Марбурга; в числе его учителей - Г. Коген и П. Наторп, а также А. Гарнак и другие видные либерально-протестантские теологи. С 1911 года пастор, тяготел к христианскому социализму, в 1915 году вступил в социалистическую партию. «Послание к римлянам» (1919, русский перевод 2005) - экзегетический труд об одном из новозаветных текстов, перерастающий в богословский манифест (особенно во 2-м изд., 1922), - вызвало бурную дискуссию и выдвинуло Барта в ряды наиболее заметных инициаторов мировоззренческой переориентации немецкого протестантизма. В 1921-35 году профессор в различных немецких университетах; после столкновений с гитлеровским режимом вернулся в Швейцарию. Выступал как вдохновитель «Исповеднической церкви» - оппозиционного по отношению к гитлеризму движения в протестантизме; главный автор, так называемой Барменской декларации, принятой в мае 1934 года и выразившей принципы этого движения. Пришёл к принципиальному признанию необходимости бороться против нацизма с оружием в руках (письмо Й. Л. Громадке от 19.11.1938). В послевоенные годы - активный сторонник мирного сосуществования.

Реклама

Мировоззрение Барта сложилось в атмосфере глубокого кризиса, постигшего в начале 20 века псевдогармонию между протестантизмом и буржуазным прогрессом. Эта обманчивая видимость была скомпрометирована для Барта, в частности, промилитаристской позицией большинства немецких профессоров, в том числе теологов, в начале 1-й мировой войны. Барт усматривает самодовольство образованного филистера во всех попытках «приручить» веру, сделать её частью культуры и цивилизации, упорядочивающим и консервирующим фактором общественной жизни. Опираясь на наследие С. Кьеркегора и Ф. М. Достоевского, но также на пример М. Лютера и Ж. Кальвина, Барт резко настаивает на абсолютной трансцендентности Бога по отношению ко всем ценностям цивилизации. В той мере, в какой человек не покидает мира этих ценностей, он не может действительно веровать, а всего лишь имеет «религию» (под которой у Барта, как и у других представителей диалектической теологии, понимаются осуждаемые ими попытки свести Бога в плоскость собственных готовых представлений о Боге); в акте веры он выходит из мира этих ценностей и тем самым из тождества себе как сформированному социально-культурной детерминацией индивиду; чтобы обрести себя в вере, надо потерять себя в ней («Der Römerbrief», 1922). Эту же запредельность «веры» по отношению к «религии» Барт отстаивает и в последовательном отрицании всех попыток ввести в протестантскую теологию модернизированную версию аналогии сущего (analogia entis). Полемические тенденции особенно характерны для раннего творчества Барта, когда он резко отталкивался от либерального культа культуры и сведения веры к эмоции в духе романтичной теологии Ф. Шлейермахера, а также католического понятия естественной теологии. В конце жизни Барт, не отказываясь ни от одной из своих установок, стремился отрешиться от пристрастной полемичности и воздать должное тому, против чего боролся всю жизнь («Протестантская теология в 19 веке. Её предыстория и история», «Die protestantische Theologie im 19. Jahrhundert. Ihre Vorgeschichte und ihre Geschichte», 1947).

Соч.: Das Wort Gottes und die Theologie. Münch., 1924; Credo. 3. Aufl. Münch., 1935; Gotteserkenntnis und Gottesdienst nach reformatorischer Lehre. Münch., 1938; Kirchliche Dogmatik. Z., 1945-1970. Bd 1-4; Die christliche Lehre nach dem Heidelberger Katechismus. Münch., 1948; Theologische Fragen und Antworten. Z., 1957. Bd 1-3.

Лит.: Bouillard H. K. Barth. P., 1957; Runia K. K. Barth’s doctrine of Holy Scripture. Grand Rapids. 1962; Jenson R. W. God after God: the God of past and the God of the future, seen in the work of K. Barth. Indianapolis, 1969; Balthasar H. U. von. The theology of K. Barth. N. Y., 1971; Heron A. A century of protestant theology. Guidford, 1980; Кюнг Г. Великие христианские мыслители. СПб., 2000.

С. С. Аверинцев.