Башкин Матвей Семёнович

БАШКИН Матвей Семёнович (? - после 1554), глава еретического движения. Дворянин. Его отец Семён Иванович и дядя Алексей Иванович были совладельцами деревни Башкино в волости Великая Слобода Переяславского уезда. В 1547 году Башкин вместе с Ф. Г. Адашевым, Ф. М. Нагим, Ф. И. Шуйским и другими упоминается как поручитель за опального князя И. И. Турунтая-Пронского. В середине 16 века братья Фёдор и Матвей Башкины имели поместья в Боровском уезде; около 1550 года их имена вошли в число избранной тысячи дворян, определённых царём Иваном IV Васильевичем Грозным к «испомещению» под Москвой.

Первые сведения о деятельности Башкина как главы еретического кружка распространились весной 1553 года. После нескольких «собеседований», состоявшихся весной 1553 года между Башкиным и его духовником, священником кремлёвского Благовещенского собора Симеоном, о еретических взглядах Башкина стало известно протопопу Благовещенского собора Сильвестру. Симеон и Сильвестр в присутствии окольничего А. Ф. Адашева доложили о них царю Ивану IV. Так, согласно свидетельству Симеона, Башкин несколько раз приглашал его к участию в духовных беседах, испрашивал у него толкования евангельских притч, сам толковал Апостол; основываясь на словах апостола Павла (Гал., 5:14- 15), Башкин высказывался против полного и кабального холопства. Ознакомившись с делом, царь приказал заключить Башкина под стражу. Расследование о ереси было поручено волоколамским старцам Герасиму (Ленкову) и Филофею (Полеву). Основными своими сообщниками Башкин назвал братьев Григория и Ивана Борисовых-Бороздиных, принадлежавших ко двору опальных князей старицких. Связи самого Башкина с князем И. И. Турунтаем-Пронским, главным сторонником старицкого князя Владимира Андреевича, а также с заволжскими старцами (Артемием, Порфирием Малым, Игнатием, Вассианом), Феодосием Косым, приверженцами ереси «жидовствующих» заставили царя ускорить следствие.

Реклама

Осенью 1553 года начался Собор по делу Башкина; в декабре ему был вынесен обвинительный приговор (изложен в соборной грамоте в Соловецкий монастырь по делу старца Артемия от 24.1.1554, а также в грамоте Ивана IV преподобному Максиму Греку). Из материалов Собора следует, что Башкин и его сторонники отрицали Святую Троицу, не признавая Иисуса Христа и Святой Дух равными Богу Отцу; отвергали таинства причастия и исповеди; называли иконы идолами; не признавали догматы и определения 7 Вселенских соборов. По решению Собора 1553 года Башкин был заключён в Волоколамский монастырь, а Иван Борисов-Бороздин - в Валаамский.

По предположению А. А. Зимина, основанному на анализе описи дел государственного архива, летом 1554 года состоялся второй Собор по делу Башкина, а казнили его после взятия Полоцка в 1563 году, когда там были обнаружены последователи Феодосия Косого и по приказу царя все прежние дела о ереси Башкина были возобновлены.

Основы еретических взглядов Башкина не вполне ясны. Князь А. М. Курбский считал, что истоками вольномыслия Башкина являются «люторские ереси». Влияние идей Реформации на взгляды Башкина обнаруживали А. А. Зимин, А. И. Клибанов, М. В. Дмитриев и др. Н. И. Костомаров, Я. С. Лурье отмечали сходство еретических взглядов Башкина и членов его кружка с учением «жидовствующих». Однако, в отличие от «жидовствующих», признававших только Ветхий Завет, Башкин опирался также на Евангелие и Апостол.

Источн.: Материалы Собора 1554 г. на Башкина и других еретиков // Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею АН. СПб., 1836. Т. 1. № 238; Послание царя Иоанна Грозного преподобному Максиму Греку // Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. СПб., 1841-1842. Т. 1; Чтения в Обществе истории и древностей российских. 1847. Кн. 3. Отд. 2. С. 1-30; 1858. Кн. 2. Отд. 3. С. 1-42; Соборная грамота в Соловецкий монастырь // Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею АН. Т. 1. № 239. С. 249-253; Курбский А. М. Соч. СПб., 1914. Т. 1: Соч. оригинальные.

Лит.: Зимин А.А. И. С. Пересветов и его современники: Очерки по истории русской общественно-политической мысли середины XVI века М., 1958. С. 168-182; он же. Государственный архив России XVI столетия: Опыт реконструкции. М., 1978. Ч. 2. С. 415-416. Ч. 3. С. 510; Клибанов А. И. Реформационные движения в России в XIV - 1-й половина XVI века М., 1960. С. 265-274; Дмитриев М. В. Православие и реформация. М., 1990.

Макарий (Веретенников).