Басня

БАСНЯ, жанр дидактической литературы: короткий рассказ в стихах или прозе с прямо сформулированным моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл. Краткая басня иногда называется апологом. Повествовательной частью басня сближается со сказками (особенно о животных), новеллами, анекдотами, моралистической - с пословицами и сентенциями, один и тот же материал может использоваться как в басне, так и в этих жанрах. В отличие от притчи, которая существует только в контексте («по поводу»), басня бытует самостоятельно (применяясь к разным поводам) и вырабатывает свой традиционный круг образов и мотивов (животные, растения, схематические фигуры людей, сюжеты по типу «как некто хотел сделать себе лучше, а сделал только хуже»). Часто в басне присутствуют комизм и мотивы социальной критики, но в целом идеология фольклорной басни консервативна.

Элементы басенного жанра присутствуют в фольклоре всех народов (в том числе в древнейших шумеро-аккадских текстах), но устойчивую жанровую форму басня приобрела в греческой словесности (6 век до нашей эры - время полулегендарного Эзопа). Отсюда одна струя басенной традиции распространяется на Восток и оттуда обратно на Запад (индийская «Панчатантра», 3 век нашей эры; пехлевийская, сирийская и затем арабская «Калила и Димна», 8 век; византийская и затем русская «Стефанит и Ихнилат»); другая продолжает жить в литературе Римской империи (Федр, Бабрий), западного Средневековья (латинская «Ромул», французская «Изопет») и Нового времени (Ж. Лафонтен, К. Ф. Геллерт, Т. де Ириарте, Л. Хольберг, И. Красицкий).

В России главными этапами развития басни были: потешная у А. П. Сумарокова, наставительная у И. И. Хемницера, изящная у И. И. Дмитриева, лукаво-умудрённая у И. А. Крылова, красочно-бытовая у А. Е. Измайлова. С середины 19 века басенное творчество в России и Европе угасает (пародические басни Козьмы Пруткова, А. Бирса), сохраняясь в публицистической и юмористической поэзии (П. Лашамбоди, Д. Бедный).

М. Л. Гаспаров.