Бассо остинато
БАССО ОСТИНАТО (итальянский basso ostinato - упорный бас), повторяющаяся в нижнем голосе мелодико-ритмическая фигура (тема), на фоне которой обновляются верхние голоса. Наиболее распространённый случай остинато. Основа разновидности полифонических вариаций - так называемых вариаций на бассо остинато. Генезис бассо остинато - формы 13-16 веков, основанные на канту с фирмус. На бассо остинато строятся многие песенно-танцевальные жанры Возрождения и барокко (романеска, малагенья, фолия и др.), инструментальные импровизации. В ранних образцах темы обычно кратки (чакона «Zefiro torna» из 9-й книги мадригалов К. Монтеверди), со 2-й половины 17 века они более развёрнуты, часто насыщены хроматизмом (ария Дидоны из оперы «Дидона и Эней» Г. Пёрселла, Crucifixus из Мессы h-moll И. С. Баха). Тема, как правило, проводится в одной тональности, иногда варьируется (Пассакалия с-moll BWV 582 И. С. Баха). Высокие образцы бассо-остинатных форм конца 16 - 1-й половины 18 века (пассакалия, чакона, граунд) - в творчестве Дж. Булла, У. Бёрда, К. Монтеверди, Г. Пёрселла, А. Корелли, А. Вивальди, Г. И.Ф. Бибера, Д. Букстехуде, Н. С. Баха, Г. Ф. Генделя. В конце 18 - начале 20 веков эти формы редки (32 вариации для фортепиано Л. ван Бетховена, финал 4-й симфонии И. Брамса, пассакалия из фортепиано квинтета С. И. Танеева). В музыке 20 века, с усилением роли остинатности как фактора формообразования, бассо остинато возрождается у А. Веберна (Пассакалия для оркестра), А. Берга (4-я картина 1-го действия оперы «Воццек»), И. Ф. Стравинского (кода финала Симфонии псалмов), Д. Д. Шостаковича (3-я часть фортепиано трио ор. 67, 4-я часть 8-й симфонии, и др.), Р. К. Щедрина («Бассо остинато» для фортепиано).
Лит. смотри при статье Вариационная форма.
М. И. Катунян.