Бастиан Адольф

Бастиан (Bastian) АдольфБАСТИАН (Bastian) Адольф (26.6.1826, Бремен - 2.2.1905, Порт-оф-Спейн, Тринидад и Тобаго), немецкий этнолог. Получил юридическое образование в Гейдельбергском университете, затем медицинское в университетах Берлина, Йены, Вюрцбурга и в Карловом университете в Праге. В 1851-59 годах судовым врачом побывал в Австралии, Новой Зеландии, Перу, Вест-Индии, Мексике, Калифорнии, Китае, на  островах Малайского архипелага, в Индии, на Ближнем Востоке и в Африке. Продолжал этнографические экспедиции до конца жизни (в Африку, Южную Америку, Южную, Восточную и Юго-Восточную Азию, Австралию). С 1866 года преподавал этнологию в Берлинском университете, где хранилась (с 1868 года) его этнографическая коллекция, позднее (1886 год) составившая основу возглавленного им Королевского этнографического музея (ныне Музей народоведения в Берлине). С Р. Вирховом Бастиан создал в 1869 году берлинское «Общество антропологии, этнологии и доистории» и издавал «Журнал этнологии» («Zeitschrift für Ethnologie»), в 1870 году основал Общество исследований Центральной Африки, в 1878 году - Германское африканское общество Берлина, активно сотрудничавшее с германскими колониальными властями.

Реклама

Основное понятие теории Бастиана - «элементарные идеи» (Elementargedanken), универсальные для всего человечества формы мышления, которые находят выражение в «народных понятиях» (Völkergedanken) и определяют изначальное сходство культур. Всеобщность «элементарных идей» Бастиан объяснял «психическим единством человечества» как единого биологического вида (в противоположность большинству современных ему учёных, Бастиан придерживался моногенетического взгляда на происхождение рас). Позднее исходная культурная униформность человечества сменяется сходством культур в пределах региональных общностей под воздействием географических, социальных и исторических факторов. В рамках теории эволюционизма Бастиан заложил основы сравнительно-исторического метода, затем разработанного Э. Б. Тайлором. Вместе с тем сравнительные исследования Бастиана, в которых статус важнейшего фактора сходства и различия культур придавался миграциям и контактам, а не ступеням развития, составили одну из предпосылок появления диффузионизма, прямо повлияв на В. Шмидта и Ф. Боаса. Через Боаса психологический подход Бастиана к культуре оказал воздействие на формирование этнопсихологии.

Соч.: Der Mensch in der Geschichte. Lpz., 1860. Bd 1-3; Das Beständige in den Menschenrassen und die Spielweite ihrer Veränderlichkeit. Prolegomena zu einer Ethnologie der Kulturvölker. B., 1868; Der Völkergedanke im Aufbau einer Wissenschaft vom Menschen und seine Begründung auf ethnologische Sammlungen. B., 1881; Die Welt in ihren Spiegelungen und dem Wandel des Völkergedankens. B., 1887.

Лит.: Fiedermutz Laun A. Der kulturhistorische Gedanke bei A. Bastian. Wiesbaden, 1970; Koepping K.-P. A. Bastian and the psychic unity of mankind: the foundations of anthropology in nineteenth century Germany. St. Lucia; L., 1983.

Д. М. Бондаренко.