Бати Гастон
БАТИ (Baty) Гастон (26.5.1885, Пелюссен, департамент Луара - 13.10.1952, там же), французский режиссёр, актёр, художник театра. Получил богословское образование, позже окончил университет в Лионе. Занимался литературной деятельностью (пьеса Бати «Страсть» поставлена в 1905 году в театре под руководством Ж. Руше, Лион). Художественные взгляды формировались под влиянием постановок режиссёров Г. Фукса и Ф. Эрлера, творчества немецких романтиков. С 1919 года в труппе Ф. Жемье (Париж). В 1921-28 годах возглавлял собственную труппу «Барак Химеры», где поставил спектакли «Майя» С. Гантийона (1924, 1927), «Сменные головы» Ж. Пеллерена (1925-26), «Диббук» Анского (1927-28) и др. Считал, что художественный образ спектакля возникает на пересечении всех видов искусств и рождается в действии, поэтому театр должен преодолеть зависимость от литературы. Автор ряда теоретических работ, в том числе манифеста «Маска и кадило» («Le Masque et l’Encensoir», 1926). В 1926 году вместе с Ш. Дюлленом, Л. Жуве и Ж. Питоевым вошёл в театральное объединение «Картель», выступавшее против коммерциализации театра. В 1930-47 годах руководил театром «Монпарнас» («Монпарнас-Бати»), поставил спектакли: «Трёхгрошовая опера» Б. Брехта (1930-31), «Преступление и наказание» по Ф. М. Достоевскому (1933), «Мадам Бовари» по Г. Флоберу (1936-37) и др. С 1936 года вместе с другими членами «Картеля» возглавлял «Комеди Франсез», где поставил «Подсвечник» А. Мюссе (1936), «Соломенную шляпку» Э. Лабиша (1938) и др. Во многих своих постановках выступал как художник. Одновременно с драматическими ставил экспериментальные кукольные спектакли (первое публичное представление - 1944). Вдохновлённый идеей децентрализации театральной жизни, посвятил последние годы провинциальной труппе «Комеди де Прованс» (1950—52) в г. Экс-ан-Прованс.
Соч.: Vie de l’art théâtral des origines à nos jours. P., 1932 (en coop, avec R. Chavance); Théâtre Joly. P., 1937; Rideau baissé. P., 1949.
Лит.: Финкелъштейн Е. Л. Картель четырех. Л., 1974.
Е. А. Дунаева.