Батюшков Константин Николаевич
БАТЮШКОВ Константин Николаевич [18(29).5.1787, Вологда - 7(19).7.1855, там же], русский поэт. Дворянин. Двоюродный племянник М. Н. Муравьёва. Учился в петербургских частных пансионах (1797-1802), с 1802 года сотрудник департамента Министерства народного просвещения. В 1807-09 годах участник военных действий русской армии в Пруссии, Финляндии; был тяжело ранен. Выйдя в отставку, сблизился с В. А. Жуковским, П. А. Вяземским, В. Л. Пушкиным.
В 1813-15 годах Батюшков вновь в действующей армии. Осенью 1815 года заочно принят в члены литературного общества «Арзамас». В 1817 году вышли два тома сочинений Батюшкова - «Опыты в стихах и прозе». В 1818 Батюшков причислен к русской дипломатической миссии в Италии. В начале 1820-х годов обострилось тяжёлое наследственное психическое заболевание Батюшкова. В 1824-28 годах он находился в больнице для душевнобольных в Саксонии, затем - под наблюдением врача в Москве; в 1833 году Батюшков был официально уволен со службы, перевезён к племяннику в Вологду, в доме которого и умер от тифа.
Реклама
Батюшков дебютировал в печати в 1805 году («Послание к стихам моим»). Признание пришло в начале 1810-х годов, когда в журнале «Вестник Европы» были опубликованы лучшие образцы его лёгкой поэзии, в которой призывы к наслаждению радостями бытия сочетались с трагическим ощущением мимолётности красоты и скоротечности жизни. Известность получила написанная в 1809 году и разошедшаяся в списках сатира Батюшкова «Видение на брегах Леты», направленная против членов «Беседы любителей русского слова», враждебной сторонникам Н. М. Карамзина, к которым относился Батюшков. Отечественная война 1812 года расширяет тематический диапазон поэзии Батюшкова, резко меняя её общий тон: в ней появляются темы человеческих страданий, торжества зла («К Дашкову», 1813, и др.), религиозного настроения (элегии «Надежда», «К другу», обе 1815) и вместе с тем глубокий пессимизм («Ты знаешь, что изрек...», 1821).
Мечтательная меланхоличность поэзии Батюшкова, её психологизм, проявившийся в интересе к внутренней жизни человека, едва заметным движениям его души, культ свободы творчества способствовали формированию эстетики русского романтизма. Батюшков предвосхитил осуществлённый романтиками разрыв с жанровыми канонами: так, в элегию он ввёл гедонистические мотивы («Весёлый час», 1810; «Мой гений», 1815, и др.), историческую тематику («На развалинах замка в Швеции», 1814; «Умирающий Тасс», «Гезиод и Омир, соперники», «Переход через Рейн», все 1817). Другой излюбленный Батюшковым жанр, послание, удаляясь от традиции сатирических посланий, становится интимным, камерным, повествуя о жизни частного человека («Мои Пенаты», 1814, и др.). Батюшков создал замечательные образцы антологической лирики (цикл «Подражания древним», 1821, и др.), в которую нередко привносил нехарактерные для неё ноты меланхолической грусти («Ты пробуждаешься, о Байя, из гробницы...», 1819, опубликован в 1857 году). Особое место в творчестве Батюшкова занимают его переводы-переложения из Ф. Петрарки, Т. Тассо, Э. Парни, Дж. Касти, Тибулла, других античных поэтов («Из греческой антологии», 1817-18). Музыкальная гармония стиха, создаваемая многочисленными аллитерациями и зияниями, в сочетании с отточенностью, скульптурностью поэтической формы - характерные приметы батюшковского стиля. Эстетические принципы, воплотившиеся в поэзии Батюшкова, были сформулированы им в прозаических сочинениях: «Речь о влиянии лёгкой поэзии на язык», «Нечто о поэте и поэзии», «Ариост и Тасс», «Петрарка» (все 1816), и др. Поэзия и проза Батюшкова оказали большое влияние на последующее развитие русской литературы, подготовив во многом творчество А. С. Пушкина.
Соч.: Полн. собр. стихотворений. М.; Л., 1964; Опыты в стихах и прозе. М., 1977; Избр. сочинение М., 1986.
Лит.: Гуковский Г. А. Пушкин и русские романтики. М., 1965; Фридман Н.В. Проза Батюшкова. М., 1965; он же. Поэзия Батюшкова. М., 1971; Varese М. F. Batjuskov: Un poetatra Russia е Italia. Padova, 1970; Кошелев В. А. К. Батюшков. Странствия и страсти. М., 1987.
Т. Г. Юрченко.