Баулы

БаулыБАУЛЫ (бенгальский «сумасшедший», «безумный»), наименование нищих бенгальский поэтов-певцов, создателей особой средневековой религиозной традиции.

Баулы отрицали общепринятые религиозные догмы и социальные нормы (в том числе кастовые), а также храмовые церемонии, практиковали тайные ритуалы. Особое значение имело почитание учителя-гуру, воплощавшего в себе божественное начало. В целом религиозную традицию, созданную баулами, можно охарактеризовать как переплетение индуистских (преимущественно вишнуистских), буддийских и мусульманских воззрений на основе тантристской, йогической и суфийской практик. Называя Бога разными именами (вне зависимости от их происхождения в той или иной конфессии), они понимали его как единое высшее духовное начало, пребывающее в человеческом сердце. Наилучшим способом соединения с ним считался сакральный половой акт, занимавший в ритуалах баулов центральное место. Его цель - преображение физической страсти в чисто духовную любовь к Богу и мистическое слияние с ним.

Реклама

Устная традиция баулов, объединяющая в единое целое музыку, поэзию и танец, - главный компонент их жизни и проповеднической деятельности; один из важнейших пластов бенгальской культуры. В песнопениях баулов, экстатических или медитативных, связанных со спиритуальной практикой (садхана), любовь к Богу чаще всего описывается с помощью иносказаний, загадочных слов, смысл которых до конца раскрывается лишь посвящённым. Поэтическая традиция формировалась главным образом в творчестве баулов-гуру и содержала нередко социальный или политический смысл. Одному из наиболее прославленных гуру, Лалону Факиру (1774-1890 или 1891) приписывают создание около 5000 поэтических текстов разного содержания. Музыкально-поэтические и философские идеи баулов оказали значительное влияние на Р. Тагора. Выдающимися представителями движения баулов были также Хаурэ Госайн (1795-?), Госайн Гопал (1869- 1912), в 20 веке - Набани дас Кхьяпа Баул, его сын Пурна дас Баул Самрат, а также Сонатан дас Тхакур Баул, впервые представивший песни баулов на Всеиндийском радио. Музыкально-поэтическая стилистика имеет свои отличия; предположительно она восходит к древнему бенгальскому жанру карьяган. Баулы используют определённый набор инструментов, среди которых: струнные — смычковая саринда, щипковая дотара; промежуточные между струнным и мембранофоном - эктара, гопи янтра (ананда лахари); мембранофоны - кхамак, дхолак, табла, мриданг; металлические тарелочки картал (манджир); портативная фисгармония (гармониум).

Лит.: Capwell Ch. The music of the Bauls of Bengal. Kent, 1986; The mirror of the sky: songs of the Baul’s of Bengal. Prescott, 1999.

Е. М. Гороховик (устная традиция); В. Г. Лысенко.