Бax Иоганн Кристиан

Бax (Bach) Иоганн КристианБАХ (Bach) Иоганн Кристиан (5.9.1735, Лейпциг - 1.1.1782, Лондон), немецкий композитор и клавесинист. Младший сын И. С. Баха, единственный представитель династии Бах, работавший большей частью за пределами Германии (был известен как «миланский», или «лондонский» Бах) и достигший прижизненной славы как оперный композитор. Первые уроки музыки получил от родителей (ранние образцы его сочинений - в «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»). После смерти отца воспитывался сводным братом К. Ф. Э. Бахом в Берлине, где создал клавирные концерты, сонаты и другие сочинения в галантном стиле. С 1756 года продолжил обучение в Болонье у Дж. Б. Мартини. Под его влиянием перешёл в католичество, стал органистом миланского кафедрального собора. В Милане писал духовные (Магнификат С-dur, Те Deum D-dur, Dies irae с-moll) и камерные произведения, создал свои первые оперы «Артаксеркс» (поставлена в 1760 году, Турин), «Катон в Утике» (1761 год, Неаполь)  и «Александр в Индии» (1762 год, там же; все на либретто П. Метастазио). В 1762 году переехал в Лондон, где снискал покровительство королевы Шарлотты (ей посвящены 6 концертов op. 1 для клавесина и струнных) и выступил последователем Г. Ф. Генделя - прежде всего в оперном жанре. Оперы «Орион», «Занаида» (обе 1763 года), «Милосердие Сципиона» (1778 год) ставились на сцене Королевского оперного театра в Лондоне, а также в Италии. В 1764-81 годах вместе с К. Ф. Абелем (композитором, гамбистом, учеником И. С. Баха) организовал цикл ежегодных концертов («Концерты Баха - Абеля»), пользовавшихся громадным успехом и ставших значительным явлением в музыкальной  жизни Лондона. Оказал большое влияние на юного В. А. Моцарта, которого в 1764-65-е годы дружески опекал в Лондоне. В 1770-е годы ставил свои оперы также в Мангейме («Фемистокл», 1772 год; «Луций Сулла», 1774 год) и Париже («Амадис Галльский», на либретто Ф. Кино, 1779 год).

Реклама

Стиль сложился под воздействием, прежде всего итальянской (преимущественно миланской) и французской школ, а также музыки отца и берлинской школы. В большей части сценических сочинений Бах следовал традициям итальянской оперы-сериа. Им написаны свыше 30 опер и (в соавторстве) пастиччо; итальянская оратория «Иоас, царь Иудейский» (1770 год); духовные сочинения для хора или вокальных ансамблей; около 10 кантат; камерно-вокальные сочинения; свыше 60 симфоний (в том числе ор. 3, 1765 год; ор. 6, 1770 год; ор. 8, около 1775 года; ор. 18, около 1782 года, - по 6 симфоний; 3 симфонии ор. 9, 1773 год) и увертюр; около 50 концертных симфоний и концертов для различных инструментов (из них 25 клавирных, в том числе по 6 концертов op. 1, 7, 13); для духовых инструментов - марши и др.; камерно-инструментальные сочинения (в том числе 6 квинтетов ор. 11 для флейты, гобоя, струнных и бассо континуо, 1774 год; 35 сонат для клавира и скрипки); для клавира соло - 6 сонат ор. 5 (1766 год), 6 сонат ор. 12 (1774 год) и др.

Соч.: The collected works / Ed. E. Warburton. N. Y., 1984-1999. Vol. 1-48.

Лит.: Schоkel H P. J.C. Bach und die Instrumentalmusik seiner Zeit. Wolfenbüttel, 1926; Tutenberg F. Die Sinfonik J.C. Bachs. Wolfenbüttel, 1928; Terry C. S. J.C. Bach. 2nd ed. L., 1967; Roe S. The keyboard music of J. C. Bach. N. Y., 1989.

A. П. Милка.