Беллини Винченцо

Беллини (Bellini) ВинченцоБЕЛЛИНИ (Bellini) Винченцо (3.11.1801, Катания, область Сицилия - 23.9.1835, Пюто, близ Парижа; перезахоронен в 1876 году в Катании), итальянский композитор. Из семьи музыкантов (дед Беллини был органистом и композитором, отец - дирижёром). В 1819-1825 годах (по другим данным, до 1827 года) учился в консерватории « Сан-Себастьяно» в Неаполе (среди учителей - Н. Цингарелли), в 1825 году написал свою первую оперу («Адельсон и Сальвини»). Известность Беллини принесла опера «Бианка и Фернандо» (постановка 1826 года, театр «Сан-Карло», Неаполь).

Оперой «Пират» (постановка 1827 года, театр «Ла Скала», Милан) началось сотрудничество Беллини с его постоянным либреттистом Ф. Романи и одним из ведущих теноров того времени Дж. Б. Рубини. Успех сопровождал постановки опер «Чужестранка» (Милан), «Заира» (Парма; обе 1829), «Капулетти и Монтекки» (по У. Шекспиру; 1830, Венеция), «Сомнамбула» и (со второго представления) «Норма» (обе 1831, Милан; их европейской славе способствовала певица Дж. Паста). После премьеры оперы «Беатриче ди Тенда» (1833, Венеция) Беллини покинул Италию, побывал в Лондоне, затем обосновался в Париже, где пользовался покровительством Дж. Россини и дружески общался с Ф. Шопеном. Для итальянской труппы в Париже написал оперу «Пуритане» (по В. Скотту, 1835), имевшую триумфальный успех.

Реклама

Беллини прославился как оперный композитор (создал 10 опер). Его творчество - одна из последних вершин классического бельканто, мелодическая красота и совершенство вокального письма сочетаются в сочинениях Беллини с романтичной приподнятостью. В юношеских произведениях проявилась склонность к старинной музыке, в том числе церковной. Сохранились несколько песен и Концерт для гобоя и струнных инструментов, около 20 церковных произведений (все написаны до 1825 года), 7 симфоний (1821-24), каприччио и полонез для фортепиано в 4 руки. Беллини испытал влияние Й. Гайдна, В. А. Моцарта, К. М. фон Вебера; его собственный стиль во многом предвосхитил творчество Ф. Шопена и М. И. Глинки. Мелодике Беллини свойственны широта дыхания и ритмическая раскрепощённость (ария Нормы «Casta diva» в одноимённой опере). В построении оперного акта Беллини прибегал и к традиционной номерной структуре, и к сквозной форме, в которой стираются грани между речитативами и ариями («Пуритане»).

Награждён орденом Почётного легиона (1835).

Письма: Le lettere di Bellini. Catania, 1935; Epistolario. Mil., 1943.

Лит.: Omaggio а Bellini. Catania, 1901; V. Bellini / Ed. А. della Corte е G. Pannain. Torino, 1935; PizzettiJ. V. Bellini. Mil., 1936; Chopin е Bellini. Messina, 1952; Pastura F. Bellini seconda la storia. Parma, 1959; Lippmann F. V. Bellini und die italienische Opera seria seiner Zeit. Кöln; W., 1969; Weinstock Н. V. Bellini: his life and his operas. N. Y., 1971; Cataldo G. II teatro di Bellini. Bologna, 1980; Adamo М.R., Lippmann F. V. Bellini. Torino, 1981; Brunei Р. V. Bellini. Р., 1981; Tintori G. Bellini. Mil., 1983; Крунтяева Т. С. В. Беллини. Л., 1984; Studi belliniani. Catania, 1985; V. Bellini / Hrsg. von Н.-К. Metzger und R. Riehn. Мünch., 1985 (Musik-Konzepte. Bd 46); I teatri di V. Bellini. Palermo, 1986; Maguire S. V. Bellini and the aesthetics of early nineteenth-century Italian opera. N. Y.; L., 1989; Rosselli J. The life of Bellini. Camb., 1996.