Беломорско-Балтийский канал
БЕЛОМОРСКО-БАЛТИЙСКИЙ КАНАЛ, судоходный канал, соединяющий Белое море с Онежским озером, часть водного пути между Белым и Балтийским морями. Протяжённость 227 км, в том числе 37 км - искусственные водные пути. Поднимается от посёлка Повенец к водораздельному бьефу (7 шлюзов - так называемая повенчанская лестница на южном склоне), затем спускается (12 шлюзов, зарегулированные озёра - Маткозеро, Выгозеро и др. на северном склоне) и выходит в Белое море у города Беломорск (бывший - Сорока); на трассе - 15 плотин, 49 дамб, 12 водоспусков. Через Онежское озеро, реку Свирь (работы по её шлюзованию проведены в 1930 году) и Ладожское озеро Беломорско-Балтийский канал соединяется с Волго-Балтийским водным путём. Проекты постройки канала обсуждались многократно, в том числе в 1798-99 годах и 1914-16-е годы. В 1930 году предложение о постройке Беломорско-Балтийского канала рассмотрено на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) (5 мая), решение о строительстве принято постановлением СТО (3 июня), начаты изыскания для определения направления трассы (14 июня).
Беломорско-Балтийский канал - первый крупный объект народного хозяйства, сооружённый в СССР с использованием труда осуждённых. Первоначально глубина канала предусматривалась в 18 футов (около 5,5 м), однако из-за технических ошибок и высоких планируемых затрат (свыше 535 миллионов рублей) его проектируемая глубина уменьшена до 12 футов (около 3,7 м). Проект разработан группой осуждённых инженеров под руководством С. Я. Жука (утверждён СТО 1.7.1931). Планировалось строить все сооружения из местных материалов с минимальным использованием стали и бетона. На постройку канала выделено около 70 миллионов рублей. С июля 1931 года для строительства начали привозить заключённых, в ноябре на базе Соловецких и Карело-Мурманских лагерей сформирован Беломорско-Балтийский исправительно-трудовой лагерь. Первый участок трассы пущен в действие 23.4.1933, официально Беломорско-Балтийский канал принят в эксплуатацию 2 августа. Строительство обошлось более чем в 84 миллиона рублей, кроме того, заключёнными выполнены работы на сумму свыше 17 миллионов рублей для других организаций. В 1931-33 годах на строительстве умерло 12 318 осуждённых. В 1933-41-е годы Беломорско-Балтийский канал использовался преимущественно в военно-стратегических целях, по нему переведено 10 эсминцев, 3 сторожевых корабля и 26 подводных лодок с Балтики для Северного и отчасти Тихоокеанского флотов. В Великую Отечественную войну по южной части Беломорско-Балтийского канала проходила линия фронта между советскими и финляндскими войсками (до 1944 года); сооружения канала в 1941 году подорваны советскими войсками с целью задержать продвижение противника (восстановлены в 1946 году); северная часть продолжала эксплуатироваться. В 1960-90-е годы проведена реконструкция Беломорско-Балтийского канала. По каналу суда смешанного плавания (река - море) перевозят лес, руду, другие грузы.
Реклама
Лит.: Беломорско-Балтийский канал имени И. В. Сталина: История строительства. М., 1934 (репринт - М., 1998); Исаков И. С. Беломорско-Балтийский водный путь // Исаков И. С. Океанология, география и военная история. Избр. произведения. М., 1984; Morukov М. White Sea-Baltic canal // The economy of forced labour: the Soviet Gulag. Stanford, 2003.
М. Ю. Моруков.