Бельский Игорь Дмитриевич

Бельский Игорь Дмитриевич БЕЛЬСКИЙ Игорь Дмитриевич (28.3.1925, Ленинград - 3.7.1999, Санкт-Петербург), российский артист балета, хореограф, педагог, народный артист РСФСР (1966 год). В 1943 году окончил ЛХУ (педагоги Л. С. Петров, А. И. Бочаров, А. В. Лопухов, Б. В. Шавров), в 1957 году - ГИТИС. В 1943-63 годах в Государственном академическом театре оперы и балета (ГАТОБ) имени С. М. Кирова. Яркий характерный танцовщик и актёр острогротескового плана. Темперамент, эффектная графичность пластики в полной мере проявились в лучших работах: Шурале («Шурале» Ф. З. Яруллина; Государственная премия СССР, 1951 год) и Нурали («Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева). Среди других партий: Мако («Тропою грома» К. Караева), Тибальд и Северьян («Ромео и Джульетта» и «Каменный цветок» С. С. Прокофьева), Эспада («Дон Кихот» Л. Ф. Минкуса). В 1962-73 годах главный балетмейстер Ленинградского Малого театра оперы и балета (МАЛЕГОТ), в 1973-77 годах - ГАТОБ имени С. М. Кирова, в 1979-92 годах - Ленинградского мюзик-холла. Развивая принципы «танцевального симфонизма» Ф. В. Лопухова, Бельский считал танец основным выразительным средством балетного спектакля. В его постановках на сцене ГАТОБ («Берег надежды» А. П. Петрова, 1959 год; «Ленинградская симфония» на музыку  Д. Д. Шостаковича, 1961 год) новаторскими были танцевальное решение современной темы и сама пластика, вобравшая в себя широкий диапазон движений - от классического танца до спортивных и бытовых. Открытия Бельского оказали влияние на творчество многих отечественных хореографов. Среди лучших спектаклей: «Конёк-Горбунок» Р. К. Щедрина (1963 год), «Одиннадцатая симфония» на музыку  Шостаковича (1966 год), «Щелкунчик» П. И. Чайковского (1969 год) - все в МАЛЕГОТ. В 1946-66 годах преподавал в ЛХУ, в 1962-1964 и 1966-99 годах - педагог балетмейстерского отделения Ленинградской консерватории (с 1982 года профессор), в 1992-99 годах художественный руководитель Академии русского балета имени А. Я. Вагановой. В 1977-1978 годах главный балетмейстер Каирского балета. Снимался в фильмах-концертах «Мастера русского балета», «Хореографические миниатюры» и др. Автор ряда теоретических статей о хореографическом тематизме.

Реклама

Лит.: Абызова Л. И. Бельский: Симфония жизни. СПб., 2000.

А. А. Соколов-Каминский.