Белый стих
БЕЛЫЙ СТИХ (английский blank verse), нерифмованный стих в новоевропейском силлабическом стихосложении и силлаботоническом стихосложении. В средневековой поэзии был неизвестен; появился в 16 веке как средство имитации античной поэзии, не знавшей рифмы. Закрепился сначала в эпическом и драматическом 5-стопном ямбе и его аналогах (У. Шекспир, Дж. Мильтон, Г. Э. Лессинг, Ф. Шиллер), затем - в лирическом свободном стихе (Ф. Клопшток, И. В. Гёте, А. А. Фет). В России к белому стиху обращались в конце 18 века. А. Д. Кантемир и М. В. Ломоносов, в начале 19 века - А. С. Пушкин («Борис Годунов», 1825); из драматического монолога белый стих перешёл в романтичную элегию («Вновь я посетил...» Пушкина, 1835). Белый стих с дактилическими окончаниями использовался также как средство имитации народного стиха («Илья Муромец» Н. М. Карамзина, 1794; «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова, 1863-77). В расширенном смысле белым стихом называется всякий нерифмованный стих, в обычном смысле - только противопоставленный рифмованному, в узком смысле - только нерифмованный драматический 5-стопный ямб.
М. Л. Гаспаров.