Бенда Йиржи Антонин
БЕНДА (Benda) Йиржи Антонин (Георг Антон) (крещён 30.6.1722, Старе-Бенатки, ныне Бенатки-на-Йизере под Прагой - 6.11.1795, Кёстриц), чешский композитор и скрипач. Брат Ф. Бенды. Испытав воздействие идей «Бури и натиска», в своей музыке придерживался раннеклассического стиля. С 1742 года скрипач оркестра Фридриха II, в 1750-78 годах придворный капельмейстер в Готе (с 1770 года «директор капеллы»). Отдав дань итальянской традиции (опера-сериа «Узнанный Ксиний», 1765; сценической интермедии «Добрый муж» и «Капельмейстер»), впоследствии оказывал предпочтение немецким текстам. Отстаивал в печати преимущество разговорных диалогов перед речитативом секко в немецкой опере. Автор нескольких зингшпилей (в том числе «Ярмарка», 1775; «Ромео и Юлия», 1776; «Дровосек», 1778). Один из создателей музыкально-драматического жанра мелодрамы: «Ариадна на Наксосе», «Медея» (обе 1775; их музыку высоко ценил В. А. Моцарт) и «Пигмалион» (1779) пользовались популярностью в Европе, в том числе в России (где исполнялись с 1779 года и, вероятно, оказали влияние на Е. И. Фомина). Сочинял также духовные кантаты, симфонии, клавирные концерты, сонаты и сонатины.
Соч.: Über das einfache Recitativ // Magazin der Musik. 1783. Bd I. Nachdruck: Hildesheim, 1967.
Лит.: Hnillicka A. Aus G. Bendas Jugend. Praha, 1911; Pilkovä Z. Dramaticka tvorba J. Bendy. Praha, 1960; Garrett E. G. Benda, the pioneer of the melodrama // Studies in eighteenth-century music. N. Y., 1970; Lorenz F. Die Musikerfamilie Benda. G. A. Benda. B., 1971; Untersuchungen zu Musikbeziehungen zwischen Mannheim, Böhmen und Mähren im späten 18. und frühen 19. Jahrhundert / Hrsg. von C. Heyter-Rauland und C.-H. Mahling. Mainz, 1993.
Ю. C. Бочаров.