Бене Кармело
БЕНЕ (Bene) Кармело (1.9.1937, Кампи-Салентина, провинция Лечче - 16.3.2002, Рим), итальянский актёр, режиссёр, писатель. С 1957 года учился в Академии драматического искусства в Риме. В 1959 году дебютировал в театре (Калигула в одноимённый пьесе А. Камю). С 1961 года работал самостоятельно (первоначально в подвальных театрах Рима). Бене соединял в себе автора, постановщика, исполнителя, а часто и художника спектакля. Создатель оригинальных сценических опусов по мотивам классических произведений: «Пиноккио» по К. Коллоди (1961), «Саломея» по О. Уайльду (1964), «Фауст и Маргарита» по И. В. Гёте (1966), «Манфред» по Дж. Байрону и Р. Шуману (1979); «Гамлет» (1961, 1975), «Гамлет, или Последствия сыновней жалости» (1967), «Ромео и Джульетта» (1976), «Ричард III» (1978), «Отелло» (1979), «Макбет» (1983), «Омлет для Гамлета» (1987), «Гамлет-сюита» (1994), все - по У. Шекспиру; «Лоренцаччо» по А. Мюссе (1989) и др. В творчестве Бене нашла логическое завершение модернистская линия европейского театра 20 века. Искусство Бене, отличавшееся высокой эмоциональностью (его называли «гением аффекта»), вместе с тем исключало трагическое и отрицало катарсис. Апологет актёрского театра в противовес литературному и режиссёрскому, Бене не признавал связный сюжет, осмысленный диалог и другие категории традиционного театра; образ человека, заряженный энергией саморазрушения, распадался на отдельные части, иногда, как будто становясь неодушевлённым предметом или исчезая. В 1965 году дебютировал как писатель, создав парадоксальный роман «Богоматерь турок» («Nostra signora dei Turchi»), который в 1966 году инсценировал, а в 1968 году экранизировал («Our Lady of the Turks», премия Международного кинофестиваля в Венеции). Как режиссёр также поставил фильм «Дон Джованни» (1970) и др. Снимался у П.П. Пазолини (Креон - «Царь Эдип»).
Соч.: Vita di С. Bene. Mil., 1998 (insieme con G. Dotto).
Лит.: Quadri F. II teatro degli anni settanta. Torino, 1982; Бушуева С. Итальянский современный театр. Л., 1983; К. Бене. Театр без спектакля. М., 1990.
М. Г. Скорнякова.