Березовский Максим Созонтович

БЕРЕЗОВСКИЙ Максим Созонтович [16(27).10.1745, по другим данным, начало 1740-х годов, Глухов (?) - 24.3(4.4).1777, Санкт-Петербург], российский композитор, певец. Предположительно учился в школе придворных певчих в Глухове, затем в Киевской духовной академии. В 1758 году взят на придворную службу. Я. Штелин упоминает имя Березовского как певца в постановках итальянских опер в Ораниенбауме в 1759 и 1769 годах. В 1760-е годы Березовский служил камер-музыкантом при дворе Петра III, затем Екатерины II. Заслужил репутацию талантливого придворного композитора, автора многих сочинений, в том числе «церковных произведений изящного стиля», в котором он «настолько сведущ, что знает, как нужно счастливо сочетать огненную италианскую мелодию с нежной греческой» (Я. Штелин). В 1769 году Березовский брал уроки полифонической композиции у Дж. Б. Мартини в Болонье, в 1771 году успешно сдал экзамен на звание иностранного члена Болонской филармонической академии. В Италии Березовский сочинял главным образом салонную музыку в классицистской манере. Среди крупных сочинений этого периода: опера-сериа «Демофонт» (Ливорно, 1773 год; сохранилось 4 арии), соната для скрипки и клавесина С-dur (1772 год). В октябре 1773 года вернулся в Санкт-Петербург. Свидетельства о последних годах жизни и смерти Березовского противоречивы. Согласно первому биографу композитора Евгению (Болховитинову), он «впал в ипохондрию» и «зарезал сам себя» в припадке «горячки». Достоверно известно, что композитор окончил свои дни в одиночестве и нищете.

Березовский, наряду с Д. С. Бортнянским, - создатель классического типа русского хорового концерта; вершина - «Не отвержи мене во время старости» для 4-голосного хора без сопровождения. Среди других сочинений: Литургия (наиболее известная часть - «Верую»), «Unser vater» для 4-голосного хора, причастны (с мастерскими фугато).

Лит.: Рыцарева М. Композитор М. С. Березовский. Л., 1983; она же. Было ли самоубийство? // Искусство Ленинграда. 1990. № 2; Герасимова-Персидская Н. Партесный концерт в истории музыкальной культуры. М., 1983.