Бергман Ингмар
БЕРГМАН (Bergman) Ингмар (родился 14.7.1918, Уппсала, Швеция), шведский режиссёр кино и театра, сценарист, писатель. Сын лютеранского пастора. Учился в Стокгольмском университете. Профессиональную деятельность начал в 1942 году как редактор сценариев; в 1944 году по его сценарию был поставлен фильм «Травля» (режиссер А. Шёберг). В 1946 году поставил первый самостоятельный фильм «Кризис», однако индивидуальный авторский стиль Бергмана сложился лишь в начале 1950-х годов. Работал в театрах Хельсингборга и Гётеборга (в 1940-х годах), Мальмё (в 1950-х годах); в 1963-66 годах возглавлял Королевский драматический театр (Стокгольм). В 1976 году покинул Швецию, несколько лет работал в театрах Германии, Англии, Дании, не прерывая кинематографическую практику.
Бергман - автор более 60 кино- и телефильмов, для большинства из которых сам писал сценарии. Центральные темы его кинематографа - психология межличностных отношений (внутри семьи, в любовной паре и т.п.) и духовный мир женщины - обозначены в ряде фильмов конца 1940-50-х годов (начиная с фильма «Жажда», 1949): «Лето с Моникой» (1953), «Улыбки летней ночи» (1955), «У истоков жизни» (1958, премия Международного кинофестиваля в Канне) и др. В фильмах «Вечер шутов» (1953), «Лицо» (1958, премия Международного кинофестиваля в Венеции) жизнь цирковых артистов предстаёт как метафора взаимоотношений художника и общества. Влияние экзистенциализма (С. Кьеркегор, Ж. П. Сартр) прослеживается в философской притче в форме легенды из эпохи крестовых походов «Седьмая печать» (1957, премия Международного кинофестиваля в Канне), в медитации о старости и смысле жизни «Земляничная поляна» (1957, Большой приз Международного кинофестиваля в Западном Берлине, премия Международного кинофестиваля в Венеции) и во многих других работах. Фильмы 1960-х годов отличаются пессимистической интонацией - трилогия «Как в зеркале» (1961, премия «Оскар»), «Причастие», «Молчание» (оба 1963 год). Сюрреалистическими мотивами пронизан фильм «Час волка» (1968). Среди наиболее значительных фильмов конца 1960-70-х годов: «Персона» (1966), «Стыд» (1968), «Страсть» (1969), «Шёпоты и крик» (1972, премия Международного кинофестиваля в Канне, премия «Оскар»), «Волшебная флейта» (1975, экранизация оперы В. А. Моцарта), «Лицом к лицу» (1976), «Осенняя соната» (1978). Фильм об истоках фашизма «Змеиное яйцо» (1977) - редкий в творчестве Бергмана пример прямого обращения к социально-политической проблематике. В фильме «Сцены из супружеской жизни» (1973) эстетика телевизионного сериала подчинена углублённому исследованию распада семейного союза; к судьбе героев картины Бергман возвращается в фильме «Сарабанда» (2003). Во многом автобиографична семейная эпопея «Фанни и Александр» (1982, премия Международного кинофестиваля в Венеции, премия «Оскар» и др.), для которой характерны сердечная атмосфера и идиллический финал (торжество традиционных христианских и семейных ценностей); в то же время здесь, как и в других работах Бергмана, ощущается влияние психоанализа. Бергман - автор ряда телевизионных и документальных фильмов, в том числе «Форё-документ» (1979; о населении острова Форё); «После репетиции» и «Лицо Карин» (посвящён матери режиссёра; оба 1984 год). В 1990-е годы по сценариям Бергмана были сняты фильмы: «Благие намерения» (1991, режиссёр Б. Аугуст, Главный приз Международного кинофестиваля в Канне), «Воскресные дети» (1992, режиссёр Д. Бергман); «Исповедальные беседы» (1996) и «Неверный» (2000; оба - режиссёр Л. Ульман).
Реклама
В кинематографе Бергмана подчёркнуто бытовое начало соседствует с условно-притчевым, а напряжённая эмоциональность - с глубинной интроспекцией, проникающей на уровень подсознания и нередко обращённой к психопатологическим казусам: расщеплению личности («Персона»), болезненному дуэту психотерапевта и пациента («Лицом к лицу»). Персонажи Бергмана, даже связанные родственными узами, отчуждены друг от друга, однако ощущение тотальной отверженности в отсутствие Бога смягчено надеждой на его обретение. Для визуального решения фильмов Бергмана характерны минималистская условность видеоряда, простота построения кадров и мизансцен при активизации «языка» вещей и интерьеров; целям психологического анализа способствуют крупные планы, подробная фиксация мимики, выражения глаз; взгляд «в камеру».
В составе постоянной творческой группы Бергмана - актёры Б. Андерсон, Х. Андерсон, И. Тулин, Л. Ульман, Л. Нюман, Л. Улин, Г. Бьёрнстранд, М. фон Сюдов, Э. Юсефсон; оператор С. Нюквист и так далее. Влияние Бергмана прослеживается в ряде фильмов И. А. Авербаха, В. Аллена, Анд. А. Тарковского, Л. фон Триера, М. фон Тротта, а также французской «новой волны».
Среди театральных постановок (около 140): «Кто боится Вирджинии Вулф?» Э. Олби (Королевский драматический театр, 1963); «Гедда Габлер» Г. Ибсена (там же, 1964), «Дон Жуан» Мольера (там же, 1965); решённая как цирковое действо драма Г. Бюхнера «Войцек» (там же, 1969); «Игра снов» А. Стриндберга (там же, 1970), «Три сестры» А. П. Чехова («Резиденцтеатр», Мюнхен, 1978); «Двенадцатая ночь», «Король Лир» и «Гамлет» У. Шекспира (Королевский драматический театр, 1979, 1984 и 1986); «Мария Стюарт» Ф. Шиллера (там же, 1995). Автобиографическое сочинение «Латерна магика» («Laterna magica», 1987, русский перевод 1989) и «Три дневника» («Tre dagboecker», 2004).
Соч.: Осенняя соната. М., 1978; Сцены из супружеской жизни. М., 1979; Бергман о Бергмане. М., 1985; Картины. М., 1997; Исповедальные беседы. М., 2000.
Лит.: Donner J. Djävulens ansikte. Stockh., 1962; Sjögren H. I. Bergman pa teatern. Stockh., 1968; И. Бергман. Статьи. Рецензии. Сценарии. Интервью. М., 1969; Defosse М. I. Bergman. Р., 1979; И. Бергман. М., 1991; Cowie P. I. Bergman: a critical biography. N. Y., 1992; Marker L. L., Marker F. J. I. Bergman: a life in the theatre. 2nd ed. Camb., 1992; Koskinen M. Spel och speglingar. Stockh., 1993; Bergman on Bergman. N. Y., 1993; Szczepaiïski T. Zwierciadlo Bergmana. Gdansk, 1999; Törnqvist E. Bergman’s muses. L., 2003; Câlin J. The films of I. Bergman. Camb., 2003; Steene В. I. Bergman: a reference guide. Amst., 2005.
О. Э. Рязанова, T. H. Суханова.