Бергсон Анри Луи

Бергсон (Bergson) Анри ЛуиБЕРГСОН (Bergson) Анри Луи (18.10.1859, Париж - 4.1.1941, там же), французский философ и психолог, представитель интуитивизма, в ряде аспектов близкого философии жизни.

Получил образование в Высшей нормальной школе (1878-81). Профессор Коллеж де Франс (1900-14), член Французской академии (1914), президент Академии моральных и политических наук (1914). В 1922 году избран первым президентом Международной комиссии по интеллектуальному сотрудничеству (в рамках Лиги Наций).

Уже в диссертации «Опыт о непосредственных данных сознания» («Essai sur les donn ées imm édiates de la conscience», 1889), полемизируя с механистической психологией, Бергсон выдвинул концепцию длительности как конкретного времени, составляющего сущность человеческого сознания. Сознание, представшее как непрерывная изменяющаяся реальность, целостность которой обеспечивается её временной организацией, взаимодействием прошлых и настоящих состояний, включает в себя множество слоёв - от глубинных, являющихся средоточием свободы и творчества, до поверхностных, определяемых практически-социальными потребностями и языком. Лишь ко внешним уровням приложимы детерминистские описания, в сфере же глубинной духовной жизни действует «динамическая причинность», фактически тождественная свободе. Эта модель сознания стала для Бергсона главным инструментом в решении философских проблем.

Реклама

В работе «Материя и память» («Matière et mémoire», 1896) представлено онтологическое учение, навеянное идеями стоиков и Г. В. Лейбница и описывающее отношения сознания и материи под углом зрения активности памяти, рассматриваемой как духовное измерение универсума. Мир выступает как иерархия длительностей, высшие уровни которой характеризуются предельным напряжением сознания, а низший - ничтожно малой интенсивностью, фактически переходящей в экстенсивность, материальное протяжение. Исходный пункт познания образует «чистое восприятие», над которым надстраивается интеллект с его практически и социально обусловленными операциями. Процесс познания описан как сложное взаимодействие восприятия и памяти, причём мозг не порождает представления, а является орудием действия, как и само тело, тесно связанное с настоящим и ориентирующее сознание на практическую деятельность.

В «Творческой эволюции» («L’Évolution créatrice», 1907, русский перевод 1914) изложена концепция эволюционного процесса, созданная под влиянием Плотина и принёсшая Бергсону мировую известность. В противовес механистическим и телеологическим трактовкам эволюции Бергсон описывает её при помощи метафоры «жизненного порыва», реализующей высказанную в «Опыте» идею динамической причинности. Процесс эволюции представлен как «поток жизни», характеризуемый динамическим взаимодействием первичного импульса - жизненного порыва - и косной материи, препятствующей его движению (там, где сопротивление материи пересилило порыв, возникает тупик: постулатное развитие сменяется круговоротом). Источник жизненного порыва - сверхсознание, т. е. сверхчеловеческая длительность, понимаемая как онтологическая основа мира, абсолют, «живая вечность». Бергсон выделяет три основных направления жизненного потока: чувствительность, интеллект и инстинкт. Таким образом, интеллект и инстинкт (из которого развивается интуиция) предстают как различные формы жизни, которым уже генетически свойственны противоположные функции. Интеллект (главное орудие науки), имеющий дело с искусственными системами, неживой материей и способный лишь к познанию отношений, к механической фабрикации, может добиться в этой сфере полного знания, но не в состоянии постичь естественной системы, саму жизнь, эволюцию, сознание. Это - прерогатива интуиции и опирающейся на неё философии. В основе всех философских систем лежат частные интуиции, объединение которых может привести к созданию философии будущего, призванной постичь реальное единство универсума. В развитии интуиции и связанных с ней творческих способностей человека Бергсон видит главное условие развития мира, преодоления тенденций к круговороту, регрессу.

Возможность прогресса человеческого общества стала центральной темой поздней работы Бергсона «Два источника морали и религии» («Les deux sources de la morale et de la religion», 1932), где рассматриваются две основные модели социальности - закрытые и открытые общества - и соответствующие им формы морали и религии: статическая и динамическая. Представление о тупиках эволюции распространяется здесь на закрытые общества, где господствуют авторитаризм, жёсткая субординация и координация элементов, а главным объединяющим принципом является национализм. Функция статической морали и религии - обеспечение социальной солидарности, дисциплины и порядка, подчинение абсолютной власти вождя. В закрытых обществах движение сменяется круговоротом и застывает в устойчивых и не подлежащих пересмотру формах. Прогресс возможен только в открытых обществах, которые представляют собой высшую форму социальности, не подавляющую личность, но, напротив, выявляющую её творческие способности. Главным принципом действующей здесь динамической морали является любовь к человечеству, а носители этой морали - избранные личности, среди которых Бергсон выделяет пророков Израиля, древнегреческих мудрецов, христианских мистиков. В них воплощены моральные идеалы, в следовании которым Бергсон видит единственную возможность достичь гармонии и свободы и противостоять «механизации души», искусственным потребностям, вызванным преимущественным развитием «тела» человечества.

Бергсон оказал глубокое влияние на культурную и интеллектуальную атмосферу во Франции и других странах; воздействие его идей испытали П. Тейяр де Шарден, Э. Леруа, А. Тойнби, К. Поппер, Дж. Сантаяна, М. Мерло-Понти, А. Уайтхед, А. Шюц, Н. О. Лосский, С. Л. Франк и многие другие мыслители и писатели. Нобелевская премия по литературе (1927).

Соч.: Œuvres. Р., 1959; Ecrits et paroles. Р., 1957-1959. Vol. 1-3; Собр. сочинение СПб., 1913-1914. Т. 1-5; Длительность и одновременность. П., 1923; Собр. соч.: В 4 т. М., 1992-. Т. 1-; Два источника морали и религии. М., 1994; Смех. М., 2000; Творческая эволюция. М., 2001.

Лит.: Лосский Н. О. Интуитивная философия Бергсона. П., 1922; Mossé Bastide R. М. Bergson  éducateur. Р., 1955; Barthélémy-Madaule М. Bergson. Р., 1967; Jankélévitch V. Henri Bergson. 2  éd. Р., 1975; Свасьян К. А. Эстетическая сущность интуитивной философии Бергсона. Ер., 1978; Skarga В. Czas i trwanie: studia о Bergsonie. Warsz., 1982; Kolakowski L. Bergson. Oxf., 1985; Soulez Ph. Bergson politique. Р., 1989; Hude Н. Bergson. Р., 1989-1990. Vol. 1-2; Nethercott F. Une rencontre philosophique: Bergson en Russie, 1907-1917. Р., 1995; Делёз Ж. Критическая философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза. М., 2000; Блауберг И. И. А. Бергсон. М., 2003.

И. И. Блауберг.