Берман Эжен

Берман ЭженБЕРМАН Эжен (Юджин; Евгений Густавович) (4.11.1899, Санкт-Петербург - 14.12.1972, Рим), российский и американский живописец и  сценограф. Брат художника Леонида. Занимался в частных студиях П. С. Наумова и С. Н. Грозенберга (1914-18) в Санкт-Петербурге. В 1918 году эмигрировал; в 1919-21 годах обучался в академии П. Рансона в Париже (у П. Боннара, М. Дени, Э. Вюйара). Жил во Франции, США (постоянно в 1939-55), Италии (с 1955). Писал интерьеры, пейзажи (архитектурные фантазии) в духе неоромантизма, своеобразно сочетая влияния сюрреализма и художников итальянского кватроченто. Исполнял декоративные росписи (для домов Дж.Т. Соуби и Дж. Леви в Нью-Йорке, 1935). С 1936 года занимался сценографией, оформлял преимущественно балеты в труппах «Балле рюс де Монте-Карло», «Сэдлерс-Уэллс балле» (Лондон), «Американ балле тиэтр», «Нью-Йорк сити балле» («Итальянская симфония» на музыку  Ф. Мендельсона, 1940; «Жизель» А. Адана, 1946; «Пульчинелла» И. Ф. Стравинского, 1972, и др.), также оперные постановки в «Метрополитен-опере» (Нью-Йорк) (в том числе «Севильский цирюльник» Дж. Россини, 1954, «Отелло» Дж. Верди, 1963), и в «Пиккола Скала» (Милан).

Соч.: Imaginary promenades in Italy. [Album]. N. Y., 1956.

Лит.: Levy J. Е. Berman. N. Y., 1946; Е. Berman. Le Théâtre de la mélancolie. (Cat.). Р., [1984].