Бертолуччи Бернардо

БЕРТОЛУЧЧИ (Bertolucci) Бернардо (родился 16.3.1941, Парма, Италия), итальянский кинорежиссёр, сценарист. Сын поэта Аттилио Бертолуччи. Изучая итальянскую филологию в Римском университете, снимал любительские фильмы. С середины 1950-х годов примкнул к кругу столичной интеллектуальной и художественной элиты, придерживавшейся левых убеждений. Центром этой группы был режиссёр П. П. Пазолини (Бертолуччи - его ассистент в фильме «Аккатоне», 1961 год). Режиссёрский дебют Бертолуччи - «Костлявая кума» (1962 год, сценарий совместно с Пазолини) - отмечен его влиянием (изображение криминализированной люмпен-пролетарской среды, фактура в духе «жёсткого» неореализма, социальная ангажированность). В фильме «Перед революцией» (1964 год) Бертолуччи обрёл собственную интонацию, найдя кинематографические соответствия литературному стилю (в фильме несомненны мотивы «Пармской обители» Стендаля). Ощущение назревающего бунта, революционное нетерпение выразились в свободных киноадаптациях прозы: «Партнёр» (по Ф. М. Достоевскому, 1968 год), «Стратегия паука» (по Х. Л. Борхесу, 1970 год), «Конформист» (по А. Моравиа, 1970 год, премия Международного кинофестиваля в Западном Берлине). Заметное влияние на поэтику зрелого творчества Бертолуччи оказала также итальянская опера. Душевные метания его героев и самого Бертолуччи - юноши из состоятельной семьи, остро чувствующего социальную несправедливость, - режиссёр попытался преодолеть в телевизионном документально-публицистическом сериале «Путь нефти» (1965-66 годы), в новелле «Бесплодная смоковница» (другое название «Агония») для фильма «Любовь и ярость» (1969 год), а также осваивая тематику и технологию американского кино (Бертолуччи - среди авторов сценария фильма С. Леоне «Однажды на Диком Западе», 1968 год). Разочарование после студенческих волнений 1968 года проявилось в одном из самых драматических и одновременно провокативных фильмов мирового кинематографа - «Последнее танго в Париже» (1972 год): интеллигентские бунтари не способны совершить социальные перемены, их общественный пафос исчерпывается пирровой победой в сексуальной революции. «Двадцатый век» (1976 год) - наиболее идеологичный и масштабный фильм Бертолуччи. Драматическая раздвоенность интеллигенции, так называемых новых левых, преодолена здесь прямым противостоянием классов; традиционные постулаты социалистического реализма обогащены существенным вниманием к народной культуре, трудовым обрядам, извечным жизненным циклам. История двух поколений нескольких семей на протяжении 20 века воплощена в формах «большого стиля», к 1970-м годам утвердившегося в итальянском кино.

Реклама

Бертолуччи (Bertolucci) БернардоПосле 1976 года режиссёр переехал в Великобританию, где ставил фильмы на английском языке, осознавая себя художником-апатридом. Поиск национальной идентичности стал сквозным мотивом позднего творчества Бертолуччи. После фильмов «Луна» (1979 год) и «Трагедия смешного человека» (1981 год) поставил фильм «Последний император» (1987 год, премия «Оскар» и многие др.), выполненный в монументальных формах на экзотическом фоне и покоряющий пышной изысканной зрелищностью, однако без ангажированности и эмоционального накала. В 1990-е годы Бертолуччи по-прежнему привержен экзотической фактуре и теме поиска своего места в мире новой интеграции народов: «Под покровом небес» (другое название «Чай в пустыне», 1990 год), «Маленький Будда» (1993 год), «Осаждённые» (другое название «Шандурай», 1998 год). Визуальная щедрость в фильме «Ускользающая красота» (другое название «Я танцую одна», 1995 год) и попытка расценить современный антиглобализм как наследство революции 1968 года в фильме «Мечтатели» (2003 год) напоминают, но не возрождают мощь и страсть автора «Конформиста» и «Двадцатого века». В 1997 году Бертолуччи удостоен специальной премии за творчество (Международного кинофестиваля в Локарно) и премии имени П. Бьянчи (Международного кинофестиваля в Венеции).

Лит.: In viaggio con Bernardo: il cinema di В.Bertolucci. Venezia, 1994; Tonetti Cl. М. В.Bertolucci: the cinema of ambiguity. N.Y.; L., 1995.

И. И. Рубанова.