Бесермяне

БЕСЕРМЯНЕ (самоназвание - бесерман), народ в России. Численность 3,1 тысяч человек (2002 год, перепись). Живут в основном на северо-западе Удмуртии (3,0 тысячи человек, в основном в Глазовском, Ярском, Балезинском, Юкаменском и Красногорском районах; около 1 тысячи человек живёт в городах). Говорят на бесермянском наречии удмуртского языка. Распространены также русский и татарский языки. Верующие в основном православные.

Бесермяне Бесермяне, вероятно, потомки южноудмуртской группы, входившей в состав Булгарии Волжско-Камской, испытавшей тюркское влияние и принявшей ислам (название «бесермяне», возможно, восходит к «бусурманин» - мусульманин). С 13 века, особенно после монголо-татарского разгрома 1236 года, переселяются на север. По документам упоминаются в 16 веке в низовьях, с начала 17 века - в среднем течении и бассейне Чепцы, часто под названием «чуваш», с середины 17 века за ними окончательно закрепляется название «бесермяне». В 18 веке обращены в православие. По переписи 1926 года насчитывали 10 тысяч человек, в дальнейшем до 2002 года включались в состав удмуртов. В 1990 году создано Общество бесермянского народа, выступающее за восстановление исторического имени, учёта в переписях, добившееся включения бесермянов в список коренных малочисленных народов России. Общество издаёт газету «Бесермянская правда».

Реклама

Традиционная культура типична для народов Северного Поволжья (смотри статью Народы в томе «Россия»), близка к североудмуртской. Занимались земледелием, животноводством, бортничеством, охотой и рыболовством. Отхожий промысел был развит слабо (плотничество, извоз). Сохраняются черты традиционной сельской застройки: планировка усадьбы «покоем», двухэтажные амбары-клети (кенос) с крытой галереей; среди надворных построек ранее были культовые сооружения в виде невысокого сруба (вейкиськан куала, вей киськан кенос), перед которым пожилые женщины в период летнего солнцестояния совершали обряды (ныне их функции выполняют места, на которых они стояли, и растущие рядом деревья). В интерьере избы в татарскобесермянских селениях встречаются элементы, характерные для чепецких татар (яркий текстиль на стенах). Традиционная женская одежда почти повсеместно бытовала в 1-й половине 20 века, во 2-й половине 20 века - в качестве ритуальной и праздничной. Прослеживаются параллели с женским костюмом южных (закамских) удмуртов и чувашей: девичья остроконечная шапочка (такья) с накосником, женский головной убор (кашпу), нагрудные (кирос кал), нашейные (лага) и чересплечные (камали) украшения и др. До 1-й четверти 20 века существовали неразделённые семьи, общинная взаимопомощь (веме). Межэтнические браки были редки до 2-й половины 20 века. Сохраняются элементы традиционного пантеона, близкого к удмуртскому, культ предков, почитаемые места молений (священные рощи, родники, деревья), календарные (святочные обходы деревни ряжеными - вожо и др.), свадебные (сватовство, приготовление и осмотр приданого, пиры в доме жениха и невесты, одаривание и трудовые испытания молодых, послесвадебные визиты) и другие обряды, свадебные, похоронно-поминальные и рекрутские напевы-импровизации (крезь). Танцы - одиночные, реже - парные под пение или наигрыши на гармонике. В прошлом была распространена волынка (быз). Весной устраивали праздник Плуга (Акаяшка), с 1990-х годов возрождается летний праздник Корбан (моление о дожде), сопровождающийся жертвоприношениями животных и др. Местами существует обычай приглашать мулл из татарских деревень на первый выгон скота. Во время календарных и семейных обрядов готовят ячневую кашу на мясном бульоне, на Рождество - пресные сочни (кварнян).

Лит.: Тепляшина Т. И. Язык бесермян. М., 1970; О бесермянах. Ижевск, 1997; Попова Е. В. Семейные обычаи и обряды бесермян (конец XIX - 90-е годы XX века). Ижевск, 1998; она же. Календарные обряды бесермян. Ижевск, 2004.

Е. В. Попова.