Бесселер Генрих
БЕССЕЛЕР (Besseler) Генрих (2.4.1900, Дортмунд - 25.7.1969, Лейпциг), немецкий музыковед. Ученик В. Гурлитта, Г. Адлера, В. Фишера (в Венском университете) и др. С 1925 года преподавал в университетах Фрайбурга, Гейдельберга; профессор Йенского (с 1948) и Лейпцигского (с 1956) университетов. Среди учеников - М. Букофцер, Э. Ловински, Э. Г. Майер. Основные работы по истории музыки Средневековья, Возрождения, музыкальной социологии и эстетике. Создал оригинальную типологию музыкальных жанров, в основе которой - деление музыки на прикладную («обиходную», немецкий Umgangsmusik) и предназначенную исключительно для слушания («преподносимую», Darbietungsmusik); одним из первых выявил специфику квантитативной «времяизмеряющей» ритмики (zeitmessende Rhythmik), противопоставив её акцентной (тактовой) системе (смотри Ритм музыкальный). Исследовал эволюцию музыкальных инструментов и исполнительства, музыкальную иконографию; редактор серии «Иллюстрированная история музыки» («Musikgeschichte in Bildern», выходила с 1961 года), подготовил ряд изданий старинной музыки (Г. де Машо, Г. Дюфаи, И. С. Баха и др.).
Соч.: Studien zur Musik des Mittelalters. I-II // Archiv für Musikwissenschaft. 1925-1926. Jahrg. 7-8; Die Musik des Mittelalters und der Renaissance. Potsdam, 1931; Bourdon und Fauxbourdon. Studien zur Ursprung der niederländischen Musik. Lpz., 1950. 2. Aufl. Lpz., 1974; Das musikalische Нören der Neuzeit. В., 1959; Бах как новатор // Избранные статьи музыковедов ГДР. М., 1960; Das Renaissanceproblem in der Musik. Kassel, 1967; Schriftbild der mehrstimmigen Musik (mit Р. Gülke). Lpz., 1973 (Musikgeschichte in Bildern. Bd 3. Lfg 5); Aufsätze zur Musikästhetik und Musikgeschichte. Lpz., 1978.
Д. О. Чехович.