Бестужев Александр Александрович

Бестужев Александр АлександровичБЕСТУЖЕВ Александр Александрович (псевдоним Марлинский) [23.10(3.11).1797, Санкт-Петербург - 7(19).6.1837, мыс Адлер], русский писатель, критик. Дворянин. Учился в Горном корпусе (1810-15, не окончил), с 1816 года служил в лейб-гвардейском Драгунском полку, квартировавшем под Петергофом в Марли (отсюда псевдоним). В печати дебютировал в 1817 году. В 1819 году вышли первые критические статьи Бестужева, сразу принёсшие ему известность. С 1822 года адъютант А. А. Бетанкура, с 1823 года - герцога А. Вюртембергского. Штабс-капитан (1825). Совместно с К. Ф. Рылеевым издавал альманах «Полярная звезда» (1822-25). С января 1824 года член Северного общества декабристов, активный участник восстания на Сенатской площади. Был приговорён к смертной казни, заменённой 20 (затем - 15) годами каторги; после годичного заключения в крепости (Роченсальм, Великое княжество Финляндское) был отправлен на поселение в Якутск; с 1829 года определён рядовым на Кавказ (смотри Кавказская война 1817-64). В 1832-34 годах анонимно изданы его «Русские повести и рассказы». В 1835 году произведён в унтер-офицеры, в 1836 - в прапорщики. Убит в бою у мыса Адлер, тело не было найдено.

Реклама

Ранней лирике Бестужева присущи героика, гражданственность и свободолюбие, её ведущий мотив - осуждение деспотизма. В соавторстве с К. Ф. Рылеевым написаны обращённые к народу сатирические агитационные песни (всего известно 12) в фольклорном стиле, в которых проводилась мысль о необходимости свержения самодержавия. После 1825 года лирика Бестужева окрасилась в тона глубокой грусти; в ней стали преобладать настроения обречённости и одиночества. В ежегодных критических обзорах русской литературы (1823-25) Бестужев выступил за национальную самобытность литературы, за выражение в ней гражданско-патриотических идеалов, противопоставив отжившим нормам классицизма романтизм, понятый как свобода человеческого духа, полнота и естественность выражения чувств. Ведущий жанр творчества Бестужева - повесть: историческая («Роман и Ольга», «Замок Венден», обе 1823; «Изменник», «Ревельский турнир», обе 1825, и др.), светская - на сюжеты из жизни современного Бестужевского светского общества («Испытание», 1830, «Фрегат "Надежда"», 1833, и др.), фантастическая («Страшное гаданье», 1831), этнографическая кавказская («Аммалат-Бек», 1832, «Мулла-Нур», 1836, и др.). Эти произведения Бестужева в значительной степени определили эстетический канон русской романтичной повести. Сюжет в них увлекателен и динамичен, наделённые неистовыми страстями герои противостоят враждебной им среде; стиль экспрессивен и подчёркнуто патетичен, язык насыщен метафорами.

Соч.: Полн. собр. сочинение СПб., 1835-1839. Ч.1-12; Полн. собр. стихотворений. Л., 1961; Сочинения: В 2 т. М., 1981.

Лит.: Канунова Ф.З. Эстетика русской романтической повести. Томск, 1973; Leighton L.G. А. Bestuzhev-Marlinsky. [N. Y., 1975].

В. И. Коровин.