Бетанкур Агус­тин

Бетанкур (Béthencourt у Molina) Агус­тинБЕТАНКУР (Вéthencourt у Molina) Агустин (Августин Августинович) [1.2.1758, Пуэрто-де-ла-Крус, остров Тенерифе, Канарские  острова - 14(26).7.1824, Санкт-Петербург], испанский и российский учёный, инженер, государственный деятель, член-корреспондент Парижской Академии Наук (1809), генерал-лейтенант (1809). Потомок испанского мореплавателя Хуана де Бетанкур, открывшего Канарские  острова. Получил образование в Королевском учебном заведении Святого Исидора и Академии изящных искусств Сан-Фернандо (1780-81) в Мадриде, изучал механику, строительные науки, архитектуру в Париже, Лондоне, других городах Европы (1787-88). В 1788 году назначен директором Королевского кабинета машин в Мадриде.

В 1798 году создал испанский Корпус инженеров дорог и мостов. С 1802 года директор Школы путей сообщения; с 1803 - член Королевского верховного совета, генерал-инспектор всех дорог и мостов. В 1807 году совместно с мексиканским учёным Х. М. Ланцем издал во Франции «Курс построения машин» - первый научный труд по теории машин и механизмов.

Реклама

В 1808 году Бетанкур прибыл в Россию, в том же году в чине генерал-майора зачислен в Свиту Его Императорского Величества. С 1809 года начальник русского Корпуса инженеров путей сообщения и ректор созданного по его проекту первого в России высшего транспортного учебного заведения - Института Корпуса инженеров путей сообщения. Бетанкур до конца своих дней возглавлял институт, где читал лекции по теоретической механике, теории машин, создал научную школу мостостроения. В 1816 году Бетанкур возглавил Комитет строений и гидравлических работ в Санкт-Петербурге, с 1819 гоода директор Главного управления путей сообщения.

Бетанкур проявил себя также как талантливый инженер, выдающийся организатор: руководил работами по очистке и углублению дна Кронштадтского порта, возведению мостов в Санкт-Петербурге (Каменноостровского, Исаакиевского и др.); подготовил проекты: реконструкции Вышневолоцкой, Тихвинской и Мариинской водных систем (1812-14); строительства и реконструкции ряда машиностроительных заводов, в том числе литейно-пушечного в Казани, оружейного в Туле. В Санкт-Петербурге в 1816-18 годах Бетанкур руководил сооружением здания Экспедиции (фабрики) для заготовления государственных бумаг и печатания ассигнаций (ныне Гознак), для которой сконструировал печатные станки. Бетанкур разработал специальные механизмы для строительства купола Исаакиевского собора и подъёма пилонов в храме, которые были применены также при установке Александровской колонны.

В 1817 году в Москве по проекту Бетанкура построен Манеж с применением уникальных безопорных перекрытий («фермы Бетанкура»). Для участия в различных проектах Бетанкур привлекал известных архитекторов К. И. Росси, В. П. Стасова, О. И. Бове, О. Р. Монферрана, А. А. Михайлова и др. В 1818-22 годах под руководством Бетанкура построено первое шоссе в России Санкт-Петербург - Новгород - Москва; в 1820 году для Нижегородской ярмарки сооружён Гостиный двор, а также наплавной мост через реку Ока.

Награждён орденом Святого Александра Невского (1811) и др. В 1979 году прах Бетанкура перезахоронен в Некрополе Александро-Невской лавры.

Лит.: Боголюбов А. Н., Павлов В. Е., Филатов Н. Ф. А. Бетанкур: Ученый, инженер, архитектор, градостроитель. Н. Новгород, 2002.