Бете

БЕТЕ (самоназвание - bété), народ на юго-западе Кот-д’Ивуара (в основном в департаментах Верхняя Сасандра, Южный Бандама и на западе департамента Лагуны). Численность 840 тысяч человек (2005, оценка). Включает группы бетегбо (собственно бете), ганьоа, или  восточный бете, годие, куя, квадиа, дида, нейо и др. Языки  восточной ветви кру языков: собственно бете (с наречиями далоа и гиберуа), ганьоа, дида, годие и др. Письменность на основе латинской графики; в 20 веке было создано пиктографические письмо. Говорят также на французском языке. Сохраняют традиционные верования, часть бете - католики, есть протестанты и немногочисленные мусульмане.

Бете Этногенетические предания, возводящие бете к общему предку - культурному герою Лаго-Тапе, говорят о приходе бете с запада (территория Либерии). Традиционная культура типична для народов тропических лесов Гвинейской подобласти Западной Африки. До середины 20 века основными занятиями были охота и подсечно-огневое земледелие. Выращивание орехов кола служило базой обмена через посредство дъюла с народами зоны саванн. С середины 20 века распространяется плантационное земледелие. Многие живут в городах, есть представители интеллигенции, работники сферы управления. Развиты кузнечество, гончарство, резьба по дереву (характерна для запада Гвинейского побережья: маски близки к маскам гере, статуэтки - к стилистическим группам дан-гере и бауле-гуро-ашанти). Сохраняются патрилинейные линиджи (глебо) и их объединения (дикпи), в пределах которых действуют нормы предпочтительного брака и взаимопомощи (леле); отношения между членами регулируются обычаем подшучивания. Большесемейная община заселяет отдельный квартал в поселении. Племенная и военная организация, возможно, развилась под влиянием трансатлантичной работорговли; возрождается на рубеже 20-21 века в условиях гражданской войны. Существуют тайные союзы. Жилище в основном прямоугольное. Мужская одежда - туникообразная рубаха типа бубу и покрывало, женская - полотнище, обёрнутое вокруг пояса. Распространены перстни, браслеты, серьги и другие украшения. Характерны рубцы от вершины лба до кончика носа, наносимые во время посвятительных обрядов; распространено затачивание передних зубов. Развиты культы предков, персонифицированных сил природы, прослеживается существование космогонического и астральных мифов. Сохраняется повествовательный, песенный, танцевальный фольклор. С начала 21 века возросла политическая роль бете в Котд’Ивуаре в связи с избранием президента В. Гбагбо.

Реклама

Лит.: Paulme D. Une société de Сôte d’Ivoire hier et aujourd’hui: Les Вété. Р., 1962; Holas В. L’image du monde Вété. Р., 1968.

В. Р. Арсеньев.