Бейлиса дело

БЕЙЛИСА ДЕЛО, следствие и судебный процесс над киевским приказчиком иудейского вероисповедания Менделем Бейлисом по обвинению в убийстве православного мальчика А. Ющинского (Киев, март 1911 года). Первоначально убийство расследовалось как обычное уголовное преступление. Многочисленность ран на трупе (47) и характер их расположения породили слухи о ритуальном характере убийства, совершённого членом секты иудаистского толка. Такая точка зрения была высказана через несколько дней после убийства осуществлявшими частное расследование киевскими националистами во главе с В. С. Голубевым, лидером молодёжной патриотической организации «Двуглавый орёл», поддержана депутатами Государственной думы В. М. Пуришкевичем, Н. Е. Марковым и правой прессой, однако первоначально отвергнута следствием. После того, как ряд других версий (убийство А. Ющинского преступниками, о деятельности которых мальчик был, возможно, осведомлён, убийство мальчика его родственниками и др.) следствием был также отклонён, оно обратилось к ритуальной версии убийства; в июле 1911 года на основе показаний одного из товарищей убитого арестован М. Бейлис, якобы принадлежавший к иудаистской секте. Проведённое по инициативе адвоката А. Д. Марголина частное расследование пришло к выводу о причастности к преступлению другого человека (содержательницы киевского притона). Эти данные были проигнорированы прокурором киевской судебной палаты Г. Г. Чаплинским и министром юстиции И. Г. Щегловитовым.

Реклама

На суде над М. Бейлисом (1913 год) выступило большое число свидетелей и экспертов (провели судебно-медицинскую, психиатрическую и психологическую, историкодогматическую экспертизы). Профессор Киевской духовной академии православный священник А. А. Глаголев и профессор Санкт-Петербургской духовной академии И. Г. Троицкий, другие православные богословы отрицали возможность существования у иудеев обычая совершать ритуальные убийства, а магистр богословия католический священник И. Е. Пранайтис подтвердил такую возможность, указав на то, что обстоятельства убийства А. Ющинского свидетельствуют о его ритуальном характере. Профессор Киевского университета психиатр И. А. Сикорский, сделав вывод, что убийцы стремились выпустить как можно больше крови, поддержал версию ритуального убийства. Против выступил В. М. Бехтерев, полагавший, что единственной целью убийц было лишить мальчика жизни. Суд присяжных констатировал ритуальный характер убийства Ющинского, однако признал Бейлиса невиновным в нём. Следствие и судебный процесс над Бейлисом вызвали значительный резонанс во всём мире и раскололи российское общество. Некоторая часть российской интеллигенции (В. В. Розанов, М. О. Меньшиков и др.) поддержала версию о ритуальном характере убийства, другая (В. И. Вернадский, В. П. Сербский и др.) - считала её провокацией, направленной на разжигание межконфессиональной розни.

Лит.: Дело Бейлиса. Полный судебный отчет. К., 1913; Бехтерев В. М. Убийство Ющинского и психиатро-психологическая экспертиза. СПб., 1913; Beilis М. The story of my sufferings. N. Y., 1926; Дело Бейлиса: Исследования и материалы. М.; Иерусалим, 1995.

С. А. Степанов.