Бибихин Владимир Вениаминович

БИБИХИН Владимир Вениаминович (29.8.1938, Бежецк - 12.12.2004, Москва), русский философ и филолог. Окончил (1967 год) переводческое отделение Московского государственного педагогического института иностранных языков (ныне Московский государственный лингвистический университет). С 1970 года был личным секретарём А. Ф. Лосева. С 1972 года работал в секторе информации Института философии Академии Наук СССР (ныне ИФ РАН), подготовил многочисленные научно-аналитические обзоры европейской и американской философской литературы. С 1989 по 2002 годы прочитал около 20 курсов на философском факультете МГУ, ряд из них был переработан и опубликован в виде книг. Автор работ, посвящённых античным, средневековым, ренессансным философам и богословам, западноевропейским и русским мыслителям 19-20 веков, а также комментированных переводов с древнегреческого (Макарий Египетский; «Триады в защиту священно-безмолствующих» Григория Паламы), латинского (Боэций Дакийский; Николай Кузанский, в том числе «Об учёном незнании»; Ф. Петрарка), немецкого (М. Хайдеггер, в том числе «Бытие и время»; Л. Витгенштейн, Х. Арендт, В. Гейзенберг, В. Дильтей, Х. Г. Гадамер), французского («Позиции» Ж. Деррида) языков. Малая Букеровская премия за книгу «Новый Ренессанс» (1999 год).

Реклама

Философия Бибихина проникнута интересом к онтологической проблематике слова и языка (диссертация «Семантические потенции языкового знака», 1977 год), понимаемого как пространство исторического бытия человека; в слове говорит о себе «событие мира». Мысль Бибихина питается прежде всего из двух источников - русской философии, с её ключевыми вопросами об отношении религии и философии, России и Европы, и философии М. Хайдеггера, в духе которой Бибихин понимает человеческое существо как «чистое присутствие» и «принимающее понимание», открытое миру и узнающее себя в нём. Философия предстаёт как подлинный способ бытия человека, противоположный претендующим на глобальность и разрушительным по своему характеру идеологии и «наукотехнике», она всегда начинается с удивления и предполагает осмысливающее «оберегание бытия».

Соч.: Мир. Томск, 1995; Узнай себя. СПб., 1998; Слово и событие. М., 2001; Язык философии. 2-е изд. М., 2002; Другое начало. СПб., 2003; А. Ф. Лосев; С. С. Аверинцев. М., 2004; Витгенштейн: смена аспекта. М., 2005; Чтение философии; Энергия; Последние семинары // Точки. 2005. №1/2. С. 26-212.

Лит.: Михайловский А., Ахутин А., Хоружий С. Памяти В. В. Бибихина // Точки. 2005. №1/2. С. 7-25.

А. В. Михайловский.