Библейская археология

Библейская археология,БИБЛЕЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ, наука, изучающая исторические события, отражённые в Библии (преимущественно в Ветхом Завете), по вещественным источникам, в контексте археологических исследований на Ближнем Востоке. Хронологические рамки библейской археологии охватывают эпоху неолита, бронзового века и раннего железного века.

Понятие «библейская археология» утвердилось в середине 19 века, когда одновременно с появлением исследований, посвящённых древностям Ближнего Востока, были предприняты попытки сопоставления их результатов с текстом Библии. Основными целями библейской археологии являются: реконструкция на основании обнаруженных вещественных источников исторического и культурного контекста Ветхого Завета; введение в научный оборот внебиблейских источников по библейской истории, в том числе письменных памятников (папирусов, эпиграфических материалов).

Ко 2-й половине 18 - 1-й половине 19 веков относится начало систематического описания и последующего изучения древностей Месопотамии - Ниневии (К. Нибур, П. Э. Ботта; 1842-46 годы), городов Вавилонии (О. Г. Лейард; 1845-47 годы), а также Сиро-Палестинского региона (И. Л. Буркхардт, Э. Смит, Э. Робинсон). Исследования включали несколько направлений: раскопки; описание, обмер и классификацию археологических памятников; их картографирование; сравнительный анализ древнееврейских, арабских и греческих топонимов, с учётом данных позднеантичных авторов (например, Евсевия Кесарийского). Это позволило отождествить руины ряда упомянутых в Библии городов. Результатом предпринятых исследований явилось открытие ряда важных для библейской истории памятников: «чёрного обелиска» с описанием войн ассирийского царя Салманасара III, в том числе и с Израильским царством; изображение осады Лахиша (из дворцового комплекса ассирийского царя Синаххериба в Ниневии); библиотека ассирийского царя Ашшурбанапала - клинописные тексты вавилонской эпохи. В 1865 году для проведения археологических исследований в Иерусалиме и в целом в Палестине был основан британский Палестинский исследовательский фонд. Картографирование археологических памятников Западной Палестины провели К. Р. Кондер и Г. Китченер (в 1871-78 годы), Хаурана и Северной Иордании - А. Мусил и др. (в 1896-1901 годах).

Реклама

Значительным научным событием стало обнаружение Ш. Клермон-Ганно ряда палестинских эпиграфических памятников: стелы моавитского царя Меши, граффити на оссуариях. В последней трети 19 – начала 20 веков исследования в области библейской археологии вели и российские учёные при поддержке Русской духовной миссии в Иерусалиме и императора Палестинского православного общества. В 1890-е годы на средства последнего были организованы экспедиции в Палестину под руководством Н. П. Кондакова, М. И. Ростовцева, Н. Я. Марра.

В конце 19 - начале 20 веков ослабление Османской империи и освоение европейскими государствами Ближнего Востока обусловили интенсификацию археологических исследований в этом регионе. В 1890-е годы существенный вклад в изучение археологических памятников Палестины внесли У. М. Флиндерс Питри (Великобритания) и Ф. Блисс (США). Выбрав для исследования Телль-эль-Хеси, Флиндерс Питри предпринял фиксацию культурных слоёв по характерному для каждого из них типу керамики. Следуя его методу, Блисс в ходе работ на Телль-эль-Хеси составил хронологическую шкалу керамической стратификации (так называемую шкалу Питри - Блисса, 1894 год), начинающуюся с 1500 года до нашей эры. Это была первая, хотя и локальная стратиграфическая шкала, ставшая на длительный период основой для датировки археологических памятников. За исследованиями Флиндерса Питри и Блисса последовали работы других учёных на ряде теллей (холмов) Шефелы – юго-запад Палестины (А. Дж. Эванс, Ф. С. Дики; 1894-1900 годы), а также в Гезере (Р. Макалистер; 1902-09 годы), Иерихоне (Э. Зеллин, К. Ватцингер; 1907-09 годы), Шехеме, Мегиддо (1903-05 годы), на Таанахе (1901-04 годы).

Библейская археология,Период британского мандата в Палестине и первые послевоенные десятилетия (1920-60-е годы) называют «золотым веком» библейской археологии. Так, 1920-30-е годы были ознаменованы открытием (1925 год) в древнем городе Нузи (хурритская эпоха) «архива» - табличек, содержащих сведения об эпохе ветхозаветных патриархов; раскопками (1922-34 годы), предпринятыми под руководством Л. Вулли, на месте древнего Ура; раскопками в библейском Лахише, которые дали возможность собрать сведения об эпохе проповеди пророка Иеремии. Особое значение в этот период приобрели исследования американского археолога У. Ф. Олбрайта и его учеников (на Телль-эль-Фуль, Кириаф-Сефере, Бет-Цуре, Бет-Шемеше, а также на Рас-Шамре и в Иерусалиме). Благодаря исследованиям Олбрайта удалось составить хронологическую шкалу керамики железного века (в дальнейшем уточнялась благодаря локальным данным). В 1930-е годы Дж. Гарстангом были начаты раскопки в Иерихоне (продолжены К. Кеньон в 1950-е годы). В 1947 году появились сведения о рукописях Мёртвого моря (Кумранские рукописи; смотри Кумранистика). В 1949 году Р. де Во начал археологические исследования на городище Кумран и сельском поселении Айн-Фешка.

В 1950-60-е годы основой ближневосточных исследований в области библейской археологии оставались западноевропейские и американские научные проекты. Однако один из крупных проектов 1970-80-х годов - долгосрочные раскопки в Гезере (У. Девер и др.) - позволил сформироваться поколению израильских археологов, приступивших затем к работе на местах синагог в Галилее, на Телль-эль-Хеси, Телль-Микне и др. Значительный вклад в исследование Месопотамии внесла и российская экспедиция под руководством Р. М. Мунчаева, Н. Я. Мерперта, И.О. Бадера, работавшая с 1969 года в Ираке и Сирии (исследованы памятники 7-3-го тысячелетий до нашей эры). Независимые государства, образовавшиеся после 2-й мировой войны (прежде всего Израиль и Иордания), были заинтересованы в развитии библейской археологии. Израильские учёные большое внимание уделяли краеведению и сплошным обследованиям территорий (разведки Н. Глюка в пустыне Негев), активно изучали археологические памятники не только эпохи поздней бронзы и раннего железного века, но и периода Второго храма, вплоть до восстания Бар-Кохбы. Так, в 1960-е годы И. Ядину удалось определить по аэрофотоснимкам место римского лагеря у Эйн-Геди; вскоре были исследованы остатки крепости Масада. В конце 1960 - начале 1970-х годов начались раскопки в Иерусалиме (в Старом городе) и на Синае.

Библейская археология,В целом государственная поддержка помогла израильской археологии в 1970-90-е годы выдержать конкуренцию в полевых исследованиях и быстро создать обобщающие труды, реконструирующие ход исторического процесса в Сиро-Палестинском регионе от эпохи неолита до античности.

В последней трети 20 века усугубился концептуальный кризис библейской археологии, обусловленный усилившейся критикой исторической достоверности ранних книг Библии. Такие исследователи, как Ф. 3. Дейвис, Т. Л. Томпсон, Н. П. Лемхе, придерживаясь мнения о позднейшем (не ранее персидской эпохи) происхождении текстов Ветхого Завета, сочли невозможным опираться на них при реконструкции социально-политической и этнической истории Восточного Средиземноморья. Под сомнение была поставлена возможность доказательства (на основании археологических памятников) исторической достоверности завоевания еврейскими племенами Ханаана, создания единого Израильско-Иудейского царства, храмового строительства эпохи Соломона. Кроме того, предлагалось (У. Девер, И. Финкельштейн) отказаться от термина «библейская археология» в пользу более нейтрального, например «сиро-палестинская археология», «археология Ближнего Востока эпохи бронзового и раннего железного века».

Библейская археология,Первые годы 21 века отмечены новыми тенденциями. В библейской археологии наметилось разделение на два исследовательских направления: одно направление изучает материальную культуру, используя принятые в современной археологии методы полевой работы (с целью реконструкции этнокультурной истории Восточного Средиземноморья 8-1-го тысячелетий до нашей эры), другое направление остаётся преимущественно отраслью библеистики и стремится благодаря археологическим исследованиям более глубоко понять Библию как сложный исторический источник.

Лит.: Archaeology and Biblical interpretation. Atlanta, 1987; Weippert Н. Palästina in vorhellenistischer Zeit. Мünch., 1988; Mazar А., Stern Е. Archaeology of the land of the Bible: In 2 vol. N. Y., 1990-2001; Kuhnen Н. Р. Palästina in griechisch-römischer Zeit. Мünch., 1990; The Archaeology of ancient Israel. New Haven, 1992; Беляев Л. А. Христианские древности. 2-е изд. М., 2000; Мерперт Н. Я. Очерки археологии библейских стран. М., 2000.

Л. А. Беляев.