Бида

БИДА (арабский), понятие «недозволенного новшества» в исламе, означающее поступки и представления, не встречающиеся в Коране и сунне. В отличие от куфра (арабский «безбожие»), под бида понимают не упорство в неверии, а исправимое заблуждение. Термин «бида» возник в антиомейядской оппозиции, у шиитов и хариджитов, обвинявших халифа Омара ибн алъ-Хаттаба (правил в 634-644 годах) в отступлении от заветов пророка Мухаммеда. Позднее он перешёл в область догматики в значении «ереси». Бида никогда не имело чётких границ: одно и то же явление квалифицировалось разными богословами то как «недозволенное», то как «правоверное». Консервативная точка зрения на бида впервые последовательно сформулирована Ахмадом ибн Ханбалем, призывавшим буквально следовать словам и поступкам пророка и его асхабов. В 18 веке этот взгляд был развит ваххабитами. Абу Абдаллах аш-Шафии (767-820 годы) признавал допустимость некоторых полезных, а потому необходимых бида, не противоречащих основам веры.

Многие мусульманские реформаторские движения прибегали к понятию «бида». В 19 веке его использовали Шамиль (правил в 1834-59 годах) и другие правители имамата Дагестана и Чечни, объявившие своей целью борьбу с бида, вошедшими в быт горцев под влиянием контактов с русскими. Полемика о бида продолжается и в современном исламском богословии.             

М. Ю. Рощин.