Бильбао

Бильбао БИЛЬБАО (Bilbao), город на севере Испании. Население 352,3 тысяч человек (2004), с пригородами свыше 1,2 миллиона жителей. Крупнейший город автономной области Страна Басков, административный центр провинции Бискайя. Важный транспортный узел. Порт в низовьях реки Нервьон, в 13,6 км от Бискайского залива Атлантического океана (доступен для морских судов; грузооборот около 8 миллион тонн в год, вывоз главным образом железной руды, чугуна, вин, консервов, машин и оборудования; ввоз каменного угля, нефтепродуктов, древесины). Международный аэропорт Сондика. Линия метрополитена связывает Бильбао с туристским городком Пленсия.

Основан в 1300 году. В средние века важный экономический центр (экспорт железной руды и шерсти во Фландрию). В 1511 году получил экономические привилегии. В 18 веке играл важную роль в торговле с испанскими колониями в Америке. В 1808-13 годах оккупирован наполеоновскими войсками. Неоднократно осаждался в ходе карлистских войн 19 века. В годы Национально-революционной войны 1936-39 годов столица баскского автономного района и важный опорный пункт республиканцев. После 2-й мировой войны один из центров борьбы против франкистского режима.

Реклама

В Старом городе (на правом берегу реки) сохранилась средневековая планировка, узкие мощёные улицы. Готический собор Сантьяго (около 1380) и церковь Сан-Антон (1433, архитектор Гюйо де Борегар), базилика де-Бегонья (святой покровительницы провинции Бискайя; 16 век - 1620), церковь Сантос-Хуанес (17 век), церковь Святого Николая из Бари (1743-56, архитектор И. де Иберо) и др. После наводнения 1983 года этот район Бильбао сильно перестроен.

Новая, преимущественно промышленная, часть города с регулярной планировкой сложилась на левом берегу реки после 1870-х годов. Застроена на рубеже 19-20 века, преимущественно в стилях эклектизма и модерна: Дворец Совета (1897-1900, архитектор Л. Аладрен), необарочная Ратуша (1890-92, архитектор Х. Рукоба) и др. Среди сооружений конца 20 века: так называемый Металлический дом (1986, архитектор С. С. Хиронелла), мост Кампо-Волантин (1990-97) и аэропорт Сондика - оба архитектор С. Калатрава; Музей С. Гуггенхейма - здание, облицованное пластинами из титана (1994-1997, архитектор Ф. Гери; произведения мастеров 20 века). Право- и левобережные части города связаны многочисленными мостами (в том числе один из первых в мире металлический подвесной мост, 1893, архитектор А. де Паласио). Памятники: основателю города Д. Лопесу де Аро (1889, скульптор М. Бенльюре-и-Хиль), педагогу Г. Риверо (1930, скульптор М. де Уэрта).

Академия медицины (1895), Академия баскского языка (1919). Университет Деусто (1886), технический университет (1942), университет Страны Басков (основан в 1968 году, реорганизован в 1980); свыше 10 учебных академий, в том числе Академия да Винчи (1985); Центр образования «Арменголь» (1962) и др. Муниципальная библиотека. Музеи: изящных искусств (1913), археологии, этнографии и истории басков (1921), религиозного искусства (открыт для посещения в 1915), галерея Венус и др. Театры: Арриага, Айала, Колисео Альбиа и др. Симфонический оркестр (с 1922). Консерватория (с 1919). Ассоциация друзей оперы (с 1953). Оперы и балеты ставятся на сцене дворца «Эускальдуна» (Palacio Euskalduna, 1999). Ежегодно проводятся международные фестивали театров кукол и марионеток, а также документальных и короткометражных фильмов.

Бильбао - третий после Мадрида и Барселоны торгово-финансовый центр страны (крупные банки, международная торговая ярмарка, фондовая биржа), главный экономический и культурный центр на севере Испании. Со 2-й половины 19 века развивался как один из важнейших испанских центров тяжёлой промышленности. Ведущие отрасли - чёрная и цветная (выплавка меди) металлургия, машиностроение (особенно производство локомотивов, железнодорожного оборудования, электропечей, котлов, автомобиле- и станкостроение; крупные верфи), нефтеперерабатывающая и химическая (азотные удобрения, пластмассы и др.). Предприятия стекольной, текстильной, деревообрабатывающей, бумажной, пищевой (главным образом рыбной) отраслей. Вокруг Бильбао сложилась одна из самых значительных в Испании промышленных конурбаций; предприятия сосредоточены в Бильбао и пригородах (Сестао, Баракальдо и др.) в основном вдоль левого берега реки. В конце 20 - начале 21 века часть старых заводов закрыта. В экономике всё большее значение приобретает туризм. Часть левобережного района, где располагались старые доки и судостроительные предприятия (например, верфи Эускальдуна, основаны в 1900 году), превращена в культурный центр.

Лит.: Bilbo, arte eta historia. Bilbao, 1990. Vol. 1-2; Bilbao, 1300-2000: an urban vision. Bilbao, 2001.

Т. А. Галкина.