Бима-сумбанские народы

Бима-сумбанские народыБИМА-СУМБАНСКИЕ НАРОДЫ, группа австронезийских народов в Восточной Индонезии (провинции Западная и Восточная Нуса-Тенгара - Малые Зондские  острова): бима - на востоке острова Сумбава (586 тысяч человек - 2000, оценка), манггараи (586 тысяч человек), энде (120 тысяч человек), нгада (70 тысяч человек), наге и кео (114 тысяч человек), лио (179 тысяч человек) и др. - на западе острова Флорес, сумба (включая камбера, лаура, мамбору, коди и др. - 235 тысяч человек) - на острове Сумба, хаву (саву; 115 тысяч человек) - на остров Саву. Около 20 языков образуют бима-сумбанскую группу центрально-малайско-полинезийской ветви австронезийских языков. В антропологическом типе прослеживаются следы протоавстралоидного субстрата и южноазиатского компонента. Среди сумба, нгада, лио, наге, кео и энде преобладают христиане (католики, реформаты, приверженцы Христианского и миссионерского альянса), среди манггараи и особенно бима - мусульмане-сунниты шафиитского мазхаба, среди хаву - последователи традиционных культов.

Реклама

Основное традиционное занятие - ручное подсечно-огневое земледелие. Рис - основная пищевая культура - и другие зерновые, по-видимому, принесены из Западной Индонезии; исконные местные культуры - клубнеплоды (ямс, таро). Сохранялись охота (оружие - копьё, сумпитан) и собирательство (у наге и нгада на остров Флорес). Развито плетение, производство тканей икат, связанных с обрядами жизненного цикла. Горные поселения - кучевой или круговой планировки, иногда окружены каменной стеной, в центре - площадь с храмом и родовыми святынями-мегалитами. Жилище - свайный длинный дом для большесемейной общины (одна из свай - «материнская» - в отличие от других не покрыта резьбой, возле неё - алтарь предков); у манггараи сохранился круглый в плане дом, возводимый к автохтонному доавстронезийскому населению. С ним связывают и местную мегалитическую культуру - каменные стены, саркофаги, алтари (связывающие культуру бима-сумбанских народов с Океанией), менгиры и дольмены, служившие надгробиями или поминальными памятниками. С 13 века Малые Зондские  острова втянуты в сферу влияния яванских государств. В 17-18 веках у бима и манггараи существовали раннегосударственные образования. Сохраняются патрилинейные родственные группы, кросскузенные браки и кольцевой коннубиум, выкуп за невесту, инициации (обрезание мальчиков, подпиливание и чернение зубов у девочек) перед началом сельскохозяйственных работ, завершавшиеся праздниками с ритуальными битвами, аграрные и охотничьи (у нгада) ритуалы. До принятия христианства практиковалось погребение в лодках, отправлявшихся с отливом в море (сикка), до середины 20 века - охота за головами.

Бима-сумбанские народыУстное творчество - этногенетические предания, мифы и сказки (бытовые, о животных), трудовые песни, общинные, обрядовые песни, песенные состязания, напоминающие пантуны. Наряду с собственно пением используются специфические виды вокального звукоизвлечения, например вибрирующий крик в песнях женщин острова Сумба (этими песнями они встречали своих мужей, вернувшихся с охоты за головами). Танцы - групповые и одиночные, например у наге существует мужской танец «мело» (танцор - в специальной маске), сопровождающийся ритмичными ударами палок по бамбуковому стволу. Среди музыкальных инструментов преобладают мембранофоны, идиофоны (встречаются ксилофоны, гонги, в том числе яванского происхождения, трещотка из высушенного плода папайи), бамбуковые флейты.

Лит.: Бернова А. А. Население Малых Зондских островов. М., 1972.

А.А. Бернова.