Бирман Серафима Германовна

Бирман Серафима Германовна БИРМАН Серафима Германовна [29.7 (10.8).1890, Кишинёв - 11.5.1976, Москва], российская актриса, режиссёр, народная артистка РСФСР (1946 год). Окончила московскую драматическую школу А. И. Адашева (1911 год). Работала в МХТ (с 1911 года), 1-й Студии МХТ (с 1913 года), МХАТе 2-м (1924-36 годы), Театре имени МОСПС (1936-38 годы). Среди ролей: Вдовствующая королева («Эрик XIV» А.Стриндберга), королева Анна («Человек, который смеётся» по В. Гюго), Улита («Тень освободителя» по М. Е. Салтыкову-Щедрину). Постановки: «Любовь - книга золотая» А. Н. Толстого (1923 год), «Испанский священник» Д. Флетчера (1934 год), «Васса Железнова» М. Горького (1936 год, заглавная роль) и др. В 1938-1958-е годы в Московском театре имени Ленинского комсомола (Мария Эстераг - «Мой сын» Ш. Ю. Гергея и О. С. Литовского, майор Греч - «Так и будет» К. М. Симонова и др.). Постановки: «Зыковы» Горького (1940 год, Зыкова), «Живой труп» Л. Н. Толстого (1942 год, Каренина), «Сирано де Бержерак» Э. Ростана (1943 год), «Семья Ферелли теряет покой» Л. Хелман (1945 год, Фанни Ферелли), «Русский вопрос» Симонова (1947 год) и др. С 1959 года в Театре имени Моссовета (Войницкая - «Леший» А. П. Чехова, Фтататита - «Цезарь и Клеопатра» Б. Шоу, Карпухина - «Дядюшкин сон» по Ф. М. Достоевскому и др.). В актёрском искусстве Бирман глубина психологического решения образа и внутренний драматизм выявлялись в острой сценической форме. Режиссёрскую манеру Бирман отличали лаконизм, чёткость, смелая театральность. Снималась в фильмах «Иван Грозный» (Ефросинья Старицкая; Государственная премия СССР, 1946 год), «Обыкновенный человек» и др.

Соч.: Путь актрисы. М., 1959; Судьбой дарованные встречи. М., 1971.

Лит.: Марков П. А. Театральные портреты. М.; Л., 1939.