Бистами Баязид Тайфур

БИСТАМИ Баязид Тайфур ибн Иса (год рождения неизвестен, г. Бистам, Иран - 874/875 или 977/978, там же), персидский мистик, основатель течения «опьянения любовью к Богу» в суфизме. Выходец из гебрской знати. Начав с изучения хадисов и богословия, затем учился у суфия Абу Али ас-Синди. Бистами прославился парадоксальными взглядами, из-за которых ему не раз приходилось бежать из Бистама по обвинениям в святотатстве. На основе собственного экстатического опыта Бистами вывел суфийское понятие фана (небытия, исчезновения) как цели мистического пути и разработал технику его достижения. По Бистами, в момент абсолютного погружения в размышления о единстве божества (таухид) собственное «я» суфия растворяется в Боге и приобретает присущие ему атрибуты. Тогда его связь с Богом определяется знаменитой формулой Бистами «Ты есть я, я есть Ты». Суфийская традиция приписывает Бистами вознесение (мирадж) во время медитаций. В сотворённом земном мире (дунья), аскезе (зухд), поклонении Богу (ибадат), чудесах (карамат), зикре (молитвенном ритуале суфиев) и даже в «стоянках» (макама) суфийского пути Бистами видел препятствия, мешающие слиянию с Богом. Сам Бистами ничего не писал и, в отличие от других суфиев, не занимался общественной деятельностью. Сохранилось около 500 изречений Бистами в записи его учеников и позднейшем арабском переводе.

Бистами не разработал цельной мистико-теоретической доктрины; занимался совершенствованием практического суфизма. В его монистических взглядах видят влияние мистической философии веданты, идущее через учителя Бистами - Абу Али ас-Синди, но надёжных свидетельств подобных заимствований в творчестве Бистами нет. Образ Бистами нередко встречается в классической суфийской поэзии, в частности, в поэме Джалал ад-Дина Руми «Маснави». Именем Бистами названо сложившееся после его смерти братство Бистамия.

Лит.: Ritter Н. Die Ausspräche des В. Bistami // Westöstliche Abhandlungen / Hrsg. Von F.Meier. Wiesbaden, 1954; Шиммель А. Мир исламского мистицизма. М., 2000.

М. Ю. Рощин.