Бизе Жорж
БИЗЕ (Bizet) Жорж (25.10.1838, Париж - 3.6.1875, Буживаль, близ Парижа), французский композитор. Отец - преподаватель пения, мать - пианистка (была первой учительницей музыки Бизе). В 1848-57 годах учился в Парижской консерватории, где занимался у А. Ф. Мармонтеля (фортепиано), Ф. Бенуа (орган), П. Циммермана и Ш. Гуно (контрапункт), Ф. Галеви (композиция; дочь Галеви Женевьева стала женой Бизе в 1869 году).
Будучи высокоодарённым пианистом, отказался от карьеры концертирующего виртуоза и целиком посвятил себя сочинению музыки. В симфонии С-dur (1855 год, впервые исполнена в 1935 году) наряду с влиянием Гуно проявились черты индивидуального стиля Бизе. После получения Римской премии жил в Италии (1857-1860 годы), где написал (вместо требовавшейся для отчёта мессы) комическую оперу «Дон Прокопио» (1859 год; сюжет близок «Севильскому цирюльнику» Дж. Россини). В 1860 году закончил симфонию-кантату «Васко да Гама» (по эпической поэме «Лузиады» Л. Камоэнса). В том же году вернулся в Париж, где для заработка был вынужден давать частные уроки, писать танцевальную музыку и заниматься переложением чужих сочинений. В 1863 году в Париже была поставлена опера Бизе «Искатели жемчуга» на модный тогда ориентальный сюжет. Несмотря на отдельные мелодически выразительные номера (знаменитый романс Надира из 1-го действия), опера в целом не имела успеха у публики, однако получила одобрительный отзыв Г. Берлиоза. Сдержанно была принята и следующая опера - «Пертская красавица» (по одноимённому роману В. Скотта, 1867 год). В 1867 году Бизе опубликовал (под псевдонимом Гастон де Бетзи) полемическую статью «Беседа о музыке» («Causerie musicale») - своего рода художественный манифест, где требовал от композитора непосредственности и правдивости. Среди других сочинений 1860-х годов — «Иван Грозный» («большая опера» по мотивам русской истории, 1865 год; 1-я постановка - Мюринген, 1946 год), симфоническая сюита «Воспоминания о Риме» (1868 год), фортепианные пьесы (в том числе «Хроматические концертные вариации», 1868 год).
Реклама
1870-е годы - расцвет творческой деятельности композитора, сосредоточившегося на музыке для театра. Опера «Джамиле» (на сюжет поэмы «Намуна» А. де Мюссе, поставлена в 1872 году, Париж) лишена условно-«восточных» черт; воспользовавшись подлинными арабскими мелодиями, Бизе тонко воссоздал национальный колорит (действие оперы происходит в Каире). Вершины творчества Бизе - музыка к драме А. Доде «Арлезианка» (1872 год, театр «Водевиль», Париж; на её основе Бизе составил сюиту, 1872 год; так называемая 2-я сюита из «Арлезианки» составлена другом Бизе - композитором Э. Гиро, 1885 год) и опера «Кармен» (либретто А. Мельяка и Л. Галеви, по мотивам одноимённой новеллы П. Мериме, 1875 год, «Опера-комик», Париж). Драматургия обоих сочинений построена на сходных принципах: используя традиционную номерную структуру, Бизе сочетает контрастные тематические планы и музыкальные жанры для достижения максимального драматического эффекта. Так, в «Арлезианке» сцена самоубийства главного героя проходит на фоне народного празднества, при этом героическая тема «марша трёх королей» контрапунктирует с весёлой фарандолой; трагическая развязка оперы «Кармен» совершается на фоне ликующих возгласов толпы. Драматургический контраст в «Кармен» искусно поддерживается и средствами гармонии, в которой экспрессивно-чувственный хроматизм противопоставлен «жанровой» музыке на чисто диатонической основе.
«Кармен» была принята публикой враждебно, её «низменный» сюжет признали безнравственным, музыку - безобразной; спектакль был снят со сцены. Бизе скоропостижно скончался спустя 3 месяца после премьеры. Триумфальный успех оперы на мировой сцене начался после постановки в 1875 году в Вене, для которой Э. Гиро заменил разговорные диалоги речитативами и дополнил 4-й акт балетными номерами из музыки к «Арлезианке» и из «Пертской красавицы». В 1878 году «Кармен» была впервые поставлена в России (Санкт-Петербург, на итальянском языке), в 1883 году возобновлена в Париже. Почитателем Бизе стал П. И. Чайковский, который находил в «Кармен» «бездну гармонических смелостей». «Кармен» поныне остаётся одной из самых репертуарных опер мировой сцены.
Награждён орденом Почётного легиона.
Лит.: Кремлев Ю. Ж. Бизе. Краткий очерк жизни и творчества. Л., 1935; Брук М. Бизе. М., 1938; Curtiss М. G. Bizet. His life and works. L., 1952; idem. Bizet and his world. L., 1964; Хохловкина А. Ж. Бизе. М., 1954; G.Bizet: Lettres (1850-1875) / Éd. С. Glayman. Р., 1989; Schwandt С. G. Bizet: mit Selbstzeugnissen und Bilddokumenten. Reinbek, 1991; Stricker R. G. Bizet. Р., 1999; Caвинов Н. Н. Ж. Бизе. М., 2001.