«Бхагавадгита»

«БХАГАВАДГИТА» [дословно - «Песнь Бхагавата», «Песнь Господа», т. е. Кришны; от санскритского bhagavat - в том числе божественный; gîta - песнь, напев, священная песнь, (религиозное) учение, изложенное в метрической форме], древнеиндийская религиозно-философская поэма. Первоначально самостоятельное произведение, в дальнейшем вошла в эпический свод «Махабхарата». Состоит из 700 стихов (шлок), разделённых на 18 глав. Основное учение, изложенное в «Бхагавадгита», сложилось в 3-2 веках до нашей эры, но формирование текста поэмы относится к периоду от 7-6 века до нашей эры до 8-9 века нашей эры (время появления первых комментариев к «Бхагавадгита»).

«Бхагавадгита» повествует о событиях, непосредственно предшествовавших битве между Кауравами и Пандавами - двумя крупнейшими индийскими племенными кланами. Потрясённый мыслью о предстоящем убийстве близких людей, желая уклониться от битвы, вождь Пандавов Арджуна обращается за советом к Кришне. После ответа Кришны Арджуна разрешает свои сомнения и готов участвовать в битве.

Реклама

Учение «Бхагавадгита» является синтезом мистико-ритуалистических идей Упанишад, раннего этапа учений санкхьи и йоги, теизма вишнуитской секты бхагаватов с культом Кришны как воплощения Вишну-Нараяны. Согласно «Бхагавадгита», реальность (сат) не может быть постигнута органами чувств: это неописуемый, вечный, неизменный, бескачественный, бездеятельный Абсолют, тождественный Брахману Упанишад. Он также описывается как абсолютный субъект, противопоставленный множеству познаваемых им объектов (кшетра). Однако, в отличие от Упанишад, «Бхагавадгита» придаёт более высокий статус не безличному Абсолюту, а личностному божеству - Ишваре. Как и учение санкхьи, «Бхагавадгита» относит к «миру объектов» (кшетра) не только неодушевлённые предметы, но и психические состояния, а также эмпирическое сознание (четана).

Этика «Бхагавадгита» представляется в связи с её главной сотериологической установкой - возможно более полного уподобления Абсолюту, слияния с ним. Одним из путей к этому является основанная на полном отречении от мира медитативная практика йоги, другим (карма-йога) - пребывание в мире и совершение действий без стремления к выгодному результату, т. е. отрешённость от деяний «изнутри» при сохранении внешней активности («бездействие в действии»). Наиболее, с точки зрения «Бхагавадгита», совершенный путь к освобождению - это путь бхакти, понимаемый как благоговейная любовь к Бхагавану и почитание его.

Согласно указаниям «Бхагавадгита» и большинства комментариев, текст поэмы должен быть не «понят» (в современном значении слова), а выучен наизусть для последующего регулярного повторения (вслух или про себя). Образы поэмы внутренне противоречивы, так что при длительном повторении адепт приходит к освобождению этих образов от всякого конкретного содержания. В результате возникает состояние длящегося, непрерывного знания-припоминания (похожего, согласно комментариям к «Бхагавадгита», на поток бесшумно льющегося масла), лишённого всякого представления о предмете. Это состояние чистого процесса осознавания получает в «Бхагавадгита» наименование «брахмананирвана», «нирвана», «твёрдая мудрость».

«Бхагавадгита» оказала влияние на многие школы индийской философии, и прежде всего на веданту, обусловив обширную комментаторскую традицию (комментарии Шанкары, Рамануджи, кашмирских шиваитов). Идеи «Бхагавадгита» имели важное значение для индуистского возрождения 19-20 века, особенно для А. Гхоша, Вивекананды, Радхакришнана.

Источн.: «Бхагавадгита» / Пер., введение и прим. Б. Л. Смирнова. СПб., 2000.

Лит.: Lamotte Е. Notes sur la Bhagavadgita. Р., 1929; Edgerton F. The Bhagavadgita. Gamb. (Mass.), 1944. Vol. 1-2 [repr. - Camb. (Mass.), 2002. Vol. 1-2]; Семенцов В. С. «Бхагавадгита» в традиции и в современной научной критике. М., 1985.          

В. С. Семенцов.