Бхасарваджня

БХАСАРВАДЖНЯ, Бхавасарджня (9- 10 века), индийский философ, деятельность которого составила значительную веху в развитии средневековой ньяи. Уроженец Кашмира, Бхавасарджня сочетал энциклопедическую эрудицию с даром искусного аналитика и смелым новаторством. Пересматривая ряд краеугольных философских догматов ньяи и вайшешики, он частично опирался на традицию северного шиваизма, и особенно школы пашупатов. Автор «Ньяя-сары» («Суть ньяи») и комментария к ней «Ньяя-бхушана» («Украшение ньяи»).

Трактат «Ньяя-сара» посвящён трём источникам знания (прамана) - восприятию, умозаключению и словесному свидетельству, их исследованию и классификации. Сводя четыре источника знания классической ньяи к трём, Бхавасарджня руководствуется не только логическими соображениями, но и «конфессиональными» - именно такой их набор признавали философы пашупаты. Источник знания - прямое и определённое постижение вещи (самъяганубхава), заблуждение - столь же определённое, но ложное познание (митхья). Восприятие разделяется на йогическое и обычное, умозаключения - на положительные и отрицательные, работающие с наблюдаемыми и ненаблюдаемыми объектами, на «умозаключения-для-себя» и «умозаключения-для-других» (как у Дигнаги). Словесное свидетельство, по Бхавасарджня, есть средство прямого познания через понимание условных значений (самая) слов. В противоположность большинству найяиков и вайшешиков Бхавасарджня утверждает, что в состоянии «освобождения», которое достигается видением Шивы, индивидуальная душа вкушает блаженство и сознательна.

«Ньяя-бхушана» посвящена полемике Бхавасарджня с другими школами, но наибольшее внимание он уделяет критике буддийской виджнянавады.

Лит.: Suthor G. The Nyäyasara of Bhasarvajna: а critical and analytical study. Ahmedabad, 1991; Narayanan Т.К. Nyayasara of Bhasarvajfta: а critical study. New Delhi, 1992.

В. К. Шохин.