Блейк Уильям

БЛЕЙК (Blake) Уильям (28.11.1757, Лондон - 12.8.1827, там же), английский поэт, живописец и гравёр. Сын мелкого лавочника. С 1767 года обучался в Лондоне - в частных школах рисованию и гравюре (у Дж. Безайра в 1772-79), затем в Академии Художеств (1779-80). Особое влияние на искусство Блейка оказало изучение (зарисовки) средневековой скульптуры, творчество Дж. Флаксмена, И. Г. Фюсли, также Микеланджело. Уже в 1780-е годы он сосредоточился на мире своих «апокалиптических» и «пророческих» видений, воплощаемых, однако, в строгой, жёстко линеарной манере, - рисунок всецело доминирует над живописью; атлетического тела (Блейк никогда не рисовал с натуры) становились главными символами этих мистических посланий.

Примыкал к кружку лондонских «якобинцев», дружил с У. Годвином и Т. Пейном. Литературный дебют - сборник «Поэтические наброски» («Poetical sketches», 1783). Самые известные поэтические произведения - мистико-пасторальный, проникнутый светлыми чувствами и верой в благостность божественных установлений цикл «Песни невинности» («Songs of innocence», 1789), в котором нашло отражение увлечение Блейком идеями Э. Сведенборга, и противоположный ему по духу, отмеченный скептицизмом и ощущением трагизма жизни цикл «Песни опыта» («Songs of experience», 1794). Осмысляя свои произведения в качестве вербально-визуальных проповедей, Блейк применял особый метод «иллюминированной» печати, родственный средневековой миниатюре, но рассчитанный на тиражное воспроизведение. Пользуясь разработанной им техникой «рельефного офорта», он сам издавал свои книги, при создании которых рукописный текст и иллюстрации гравировались вместе, печатались, затем раскрашивались от руки. Так достигалось органическое единство слова и изображения, усиленное и пластикой фигур, зримо вовлечённых в игру космических стихий.

Реклама

Блейк (Blake) УильямФилософско-эстетические взгляды Блейка (неприятие рационализма и материализма, культ воображения как высшей способности человека, открывающей ему «мир вечности», и др.) нашли наиболее полное выражение в его эпических поэмах [так называемые «Пророческие книги» («Prophetie books», 1789-1820)]: «Книга Тэль» («The book of Thel», 1789), «Французская революция» («The French revolution», 1791), «Видения дочерей Альбиона» («Visions of the daughters of Albion»), «Бракосочетание небес и ада» («The marriage of Heaven and Hell»), «Америка» («America», все 1793), «Европа» («Europe», 1794), «Четыре Зоа» («The four Zoas», 1805), «Мильтон» («Milton, 1808), «Иерусалим» («Jerusalem», 1804-20) и др. Поэмы в зашифрованной аллегорической форме воссоздают историю человечества как серию битв между враждебными силами (разумом и воображением, материей и духом и др.).

В изобразительном творчестве Блейка с годами всё большее значение приобретали эффекты контрастной светотени и таинственно мерцающего колорита. Помимо оформления своих поэм создал серии акварельных и гравюрных иллюстраций к «Ночным думам» Э. Юнга (1797), произведениям Дж. Мильтона (с 1804), Книге Иова (1818-25), произведениям Вергилия (1821; миниатюрные ксилографии), «Божественной комедии» Данте (1825-27). Наследие Блейка - раннее проявление романтичной поэтики и вместе с тем одно из предвозвестий символизма.

При жизни Блейк практически не был признан; известность его началась с обнаруженной в 1847 году  Д. Г. Россетти тетради с рисунками и стихами Блейка (так называемый «Манускрипт Россетти»). Прерафаэлиты увидели в Блейке своего предшественника. Как «апостол священного культа эротики» он оказал влияние на Д. Г. Лоуренса, как поэт - на американских битников.

Соч.: Complete writings. 2nd ed. L.; N. Y., 1966; Стихи. М., 1982; Песни Невинности и Опыта. СПб., 2004.

Лит.: The divine vision. Studies in the poetry and art of W. Blake. L., 1957; Некрасова Е.А. Творчество В. Блейка. М., 1962; Hirsch Е. Innocence and experience, an introduction to Blake. New Haven, 1964; Bindman D. The complete graphic works of W. Blake. L., 1978; Butlin М. The paintings and drawings of W. Blake. New Haven, 1981. Vol. 1-2; Raine К. The human face of God: W. Blake and the Book of Job. L., 1982; Visconti J. Blake and the idea of the book. Princeton, 1993; Акройд П. Блейк: биография. М., 2004.

Т. Н. Красавченко, М. Н. Соколов.