Ближняя канцелярия
БЛИЖНЯЯ КАНЦЕЛЯРИЯ, государственное учреждение в России, занимавшееся главным образом организацией государственного контроля; в различные периоды сочетала в своей деятельности элементы высшего и центрального управления. Как орган с законодательно определёнными полномочиями впервые упомянута в указе царя Петра I от 14(25).3.1701 (по некоторым данным, существовала уже в 1697 или 1699). Находилась в Москве, с 1714 года в Санкт-Петербурге. Подчинялась непосредственно царю, возглавлялась генерал-президентом Н. М. Зотовым. В 1701-11 годах в Ближнюю канцелярию из приказов, Ратуши и (с 1710) из губерний регулярно поступали ведомости о приходах и расходах денежной казны, а отчасти и о платёжеспособности населения духовных и светских земельных владений и состоянии различных объектов казённого хозяйства. Ближняя канцелярия вела дела по запросам Артиллерийского приказа, Большой казны приказа, Разрядного приказа и др. об источниках выплат на отдельные военные нужды и «учиняла» по полученным данным сводные «росписи». По повелению Петра I от 25.1(5.2).1705 регистрировала все именные указы вне зависимости от того, где и какому учреждению они были «объявлены» (т. о., «хранение законов» делалось новой государственной функцией Ближней канцелярии, позднее вменённой Сенату). Это поставило Ближнюю канцелярию в особое положение относительно прочих государственных органов, обязанных сообщать ей о таких актах. Указом от 22.1(2.2).1714 на Ближнюю канцелярию возложена проверка денежных отчётов приказов и губерний путём их сопоставления с подлинными приходными и расходными книгами. Также предполагалось в течение 1,5 лет рассмотреть обращение сумм на местах с момента создания губерний, однако Ближняя канцелярия с этой задачей не справилась. После издания в декабре 1717 года указов о создании Ревизион-коллегии началась подготовка к ликвидации Ближней канцелярии. В декабре 1718 года её подьячие причислены к Юстиц-коллегии, а сама Ближняя канцелярия упразднена.
Реклама
Неоднозначность терминологии фрагментарно сохранившихся документов породила разногласия в определении компетенции и статуса Ближней канцелярии. Некоторые историки считают её высшим институтом власти, тождественным Консилии министров или (реже) Боярской думе, и прямой предшественницей Сената (С. А. Петровский, Н. Я. Токарев и др.); другие - типичным для 17 века приказом, аппарат которого использовался и для оформления «приговоров» Консилии министров (Е. В. Анисимов и др.); третьи - канцелярией Боярской думы (Консилии министров) с самостоятельным кругом функций центрального государственного учреждения (П. Н. Милюков, В. О. Ключевский и др.) или личной канцелярией Петра I - предшественницей Кабинета Его (Её) Императорского Величества.
Лит.: Петровский С. А. О Сенате в царствование Петра Великого. М., 1875; Токарев Н. Я. Ближняя канцелярия при Петре Великом и ее дела // Описание документов и бумаг, хранящихся в Московском архиве Министерства юстиции. М., 1888. Кн. 5; Милюков П. Н. Государственное хозяйство России в 1-й четверти XVIII столетия и реформа Петра Великого. СПб., 1892; Ключевский В. О. Боярская Дума Древней Руси. 5-е изд. П., 1919 (репринт - М., 1994); Анисимов Е.В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого в 1-й четверти XVIII век СПб., 1997.
М. В. Бабич.