Блок Александр Александрови

Блок Александр АлександровиБЛОК Александр Александрович [16(28).11.1880, Санкт-Петербург - 7.8.1921, Петроград], русский поэт, драматург, критик, переводчик. Отец, А. Л. Блок, - юрист, профессор права Варшавского университета; мать, А. А. Кублицкая-Пиоттух (урождённая Бекетова), - дочь ректора Санкт-Петербургского университета А. Н. Бекетова, переводчица. Родители разошлись сразу после рождения ребёнка. Детство Блока прошло в доме деда. Среди самых ярких детских и юношеских впечатлений - летние месяцы, проведённые Блоком в подмосковном имении Бекетовых - Шахматово. В 1897 году во время поездки на курорт Бад-Наухайм (Германия) пережил первое юношеское увлечение - К. М. Садовской, которой посвятил ряд стихотворений, вошедших затем в цикл «Ante Lucem» («Перед рассветом»), в сборник «За гранью прошлых дней» (опубликован в 1920), а также в цикл «Через двенадцать лет» (1909-14). В 1906 году окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. В 1903 году женился на дочери Д. И. Менделеева - Любови Дмитриевне. Писать стихи начал с 5 лет, однако осознанное следование поэтическому призванию начинается с 1900-01 года.

Реклама

Наиболее важные литературно-философские традиции, повлиявшие на становление творческой индивидуальности Блока, - лирика и философия Вл. С. Соловьёва, философия Платона, поэзия А. А. Фета. В 1902 году Блок знакомится с 3. Н. Гиппиус и Д. С. Мережковским, оказавшими на него огромное воздействие; в этот же период начинается его сближение с кругом символистов. Творческий дебют Блока - стихотворный цикл «Из посвящений» (журнал «Новый путь», 1903, № 3). В 1904 в издательстве «Гриф» вышла 1-я книга Блока - «Стихи о Прекрасной Даме» (на титульном листе - 1905), где традиционная романтичная тема любви-служения получила новое содержательное наполнение, привнесённое в неё идеями Вл. Соловьёва о слиянии с Вечно-Женственным в Божественном Всеединстве, о преодолении отчуждения личности от мирового целого через любовное чувство. Большое впечатление на Блока произвели события Революции 1905-07 годов. В лирике этого времени ведущей становится тема роковой стихии; резко меняется образ центральной героини; Прекрасную Даму сменяют демонические Незнакомка, Снежная Маска, «цыганка-раскольница» Фаина. Блок активно включается в литературную жизнь, публикуется в периодике (с 1907 года ведёт критический отдел в журнале «Золотое Руно»), неожиданно для собратьев по символизму обнаруживая интерес и близость к традициям демократической литературы. С 1905 года регулярно бывает на литературных собраниях у Вяч. И. Иванова, с 1906 - на «субботах» в театре В. Ф. Комиссаржевской, где В. Э. Мейерхольд ставит его первую пьесу «Балаганчик» (1906). Актриса этого театра Н. Н. Волохова становится предметом его бурного увлечения, ей посвящены книга стихов «Снежная Маска» (1907), цикл стихов «Фаина», её черты определяют облик «стихийных» героинь в драмах этого периода («Незнакомка», «Король на площади», обе 1906; «Песня Судьбы», 1909). Выходят сборники стихов («Нечаянная радость», 1907; «Земля в снегу», 1908), пьес («Лирические драмы», 1908). Блок выступает с докладами в Санкт-Петербургском религиозно-философском обществе («Россия и интеллигенция», 1908; «Стихия и культура», 1909). Ключевые темы творчества Блока этого периода, развиваемые не только в докладах и статьях, но и в стихах, - народ и интеллигенция, кризис индивидуализма, место художника в современном мире. Полемика вокруг статей Блока (в целом общая отрицательная их оценка в критике), всё большее осознание самим Блоком, что прямое обращение к широкой демократической аудитории не состоялось, приводит его в 1909 году к разочарованию в публицистической деятельности.

Пересмотр ценностей происходит во время путешествия в Италию весной и летом 1909 года: на фоне политической реакции в России и самодовольного европейского мещанства единственной спасительной ценностью для Блока становится высокое классическое искусство, увлечённость которым отразилась не только в цикле «Итальянские стихи» (1909) и в неоконченной книге прозаических очерков «Молнии искусства» (1909-20), но и в докладе «О современном состоянии русского символизма» (1910). Получение наследства после смерти отца в конце 1909 года освободило Блока от забот о литературном заработке и сделало возможным сосредоточение на немногих крупных художественных замыслах. Отстранившись от публицистической деятельности и от участия в жизни литературно-театральной богемы, он с 1910 года начинает работать над большой эпической поэмой «Возмездие» (не завершена) - историей распада семейных связей, утраты дома, отчуждения сына от отца, осмысленных как расплата-возмездие за духовное падение и измену идеалам. Личные судьбы героев, как это явствует из Предисловия к поэме, должны были находиться в сложном соотношении с судьбами России и Европы, однако многое из намеченного в планах осталось нереализованным. В 1912-13 годах Блок пишет пьесу «Роза и Крест».

БЛОК После выхода сборника «Ночные часы» (1911) Блок переработал свои 5 поэтических книг в 3-томное собрание стихотворений (т. 1-3, 1911-12). С этого времени поэзия Блока существует в сознании читателя как единая «лирическая трилогия», «роман в стихах», создающий «миф о пути»: «Таков мой путь... все стихи вместе - "трилогия вочеловечения" (от мгновения слишком яркого света - через необходимый болотистый лес - к отчаянию, проклятиям, "возмездию" и ... - к рождению человека "общественного", художника, мужественно глядящего в лицо миру...» (письмо А. Белому, 6.6.1911). При жизни поэта трёхтомник был переиздан в 1916 году и в 1918-1921 годах. В 1921 году Блок начал подготовку новой редакции, однако успел завершить только 1-й том. Каждое последующее издание включало в себя всё значительное, что создавалось между редакциями: цикл «Кармен» (1914), посвящённый певице Л. А. Андреевой-Дельмас, поэму «Соловьиный сад» (1915), стихи из сборников «Ямбы» (1919), «Седое утро» (1920).

С осени 1914 года Блок работал над изданием «Стихотворений Аполлона Григорьева» (1916) в качестве составителя, автора вступительной статьи и комментатора. В 1916 году был призван в армию, служил табельщиком 13-й инженерно-строительной дружины Земского и городского союзов под Пинском. После Февральской революции 1917 года возвратился в Петроград, входил в состав Чрезвычайной следственной комиссии по расследованию преступлений царского правительства в качестве редактора стенографических отчётов. После Октябрьской революции 1917 года недвусмысленно заявил о своей позиции, ответив на анкету «Может ли интеллигенция работать с большевиками» - «Может и обязана». Позиция Блока вызвала резкую отповедь со стороны 3. Н. Гиппиус, Д. С. Мережковского, Вяч. Иванова, А. А. Ахматовой и многих других. В январе 1918 года Блок напечатал в левоэсеровской газете «Знамя труда» цикл статей «Россия и интеллигенция», а в феврале - поэму «Двенадцать» и стихотворение «Скифы». Поэма «Двенадцать» стилистически опирается на самые демократичные и даже массовые жанры - частушки, народные песни, городские романсы и революционные марши; тем не менее, её смысл вызвал больше споров у современников и у позднейших читателей, чем самые «тёмные» символистские стихотворения Блока. Левая критика, сочувственно отзываясь о «слиянии» Блока с народом, с настороженностью говорила о чуждости поэмы большевистским представлениям о революции (Л. Д. Троцкий, А. В. Луначарский). Для понимания поэмы важное значение имеют многочисленные аллюзии на стихотворение А. С. Пушкина «Бесы» и тематические связи с одноимённым романом Ф. М. Достоевского: в разгуле стихийных сил проступает бесовское начало, которому противостоит «надвьюжная» фигура Христа.

После 1918 года писал шуточные стихи «на случай», готовил последнюю редакцию «лирической трилогии», однако новых оригинальных стихов не создавал вплоть до 1921 года. С 1918 года наступил новый подъём в прозаическом творчестве Блока. Цикл «Россия и интеллигенция» вышел отдельной книгой (1-е изд. - 1918; 2-е - 1919). Выступал с культурфилософскими докладами в Вольной философской ассоциации («Крушение гуманизма», 1919; «Владимир Соловьёв и наши дни», 1920), Школе журнализма («Катилина», 1918), писал лирические фрагменты («Ни сны, ни явь», «Исповедь язычника»), фельетоны («Русские денди», «Сограждане», «Ответ на вопрос о красной печати»). После революции Блок впервые в жизни был вынужден искать не только литературный заработок, но и государственную службу. В сентябре 1917 года стал членом Театрально-литературной комиссии, с марта 1918 года служил в Репертуарной секции Театрального отдела Наркомпроса, в апреле 1919 года перешёл в дирекцию Большого драматического театра. Одновременно член редколлегии издательства «Всемирная литература» под руководством М. Горького, с 1920 года председатель Петроградского отделения Союза поэтов. Первоначально участие в культурно-просветительных учреждениях мотивировалось представлением о долге интеллигенции перед народом. Однако острое несоответствие между идеей «очищающей революционной стихии» и кровавой повседневностью наступающего тоталитарного бюрократического режима всё острее осознавалось поэтом. В его статьях и дневниковых записях появляется образ культуры, ушедшей в катакомбы. Мысли Блока о неуничтожимости истинной культуры и о «тайной свободе» художника, противостоящей попыткам «новой черни» на неё посягнуть, были высказаны в статье «О назначении поэта» и стихотворении «Пушкинскому Дому» (февраль 1921), ставших его художественным и человеческим завещанием. В некрологах и посмертных воспоминаниях о Блоке постоянно повторялись его слова из пушкинской речи об «отсутствии воздуха», убивающем поэтов.

Творчество Блока уникально по своей внутренней целостности: стихотворения связаны между собой мотивными перекличками, переплетены автореминисценциями с произведениями других жанров (поэмами, пьесами, статьями); в стихотворном цикле прочитывается сюжет, в книге стихов создаётся более сложное композиционное единство. Образующая единую историю земного пути поэта, лирика Блока семантически многослойна: смысловые планы - реально-исторический и мистический, автобиографический и космический - свободно переплетаются в поэтических образах, приобретающих характер неисчерпаемого символа. Сама фигура Блока - поэта и человека, стремившегося и в поэзии, и в практической деятельности дать новую жизнь классической традиции, восстановить распавшуюся «связь времён», - стала символом «тайной свободы» художника во враждебном ему мире.

Соч.: Собр. соч.: В 8 т. М.; Л., 1960-1963; Полн. собр. сочинение и писем: В 20 т. М., 1997-.

Лит.: Чуковский К. И. Блок как человек и поэт. П., 1924; Долгополов Л. К. Поэма Блока «Двенадцать». Л., 1979; Рутап А. The life of А. Blok. Oxf., 1979-1980. Vol. 1-2; Орлов В. Н. Гамаюн. Жизнь Блока. М., 1981; Максимов Д. Е. Поэзия и проза А. Блока. Л., 1981; Громов П. П. А. Блок, его предшественники и современники. 2-е изд. Л., 1986; Приходько И. С. Мифопоэтика А. Блока. Владимир, 1994; Магомедова Д. М. Автобиографический миф в творчестве А. Блока. М., 1997; Минц З.Г. Поэтика А. Блока. СПб., 1999; она же. А. Блок и русские писатели. СПб., 2000; Лавров А. В. Этюды о Блоке. СПб., 2000; А. Блок и русская литература первой половины XX века. Тарту, 2003; А. Блок: pro et contra. Личность и творчество А. Блока в критике и мемуарах современников. СПб., 2004; Gyöngyösi М. А. Blok und die deutsche Kultur: Novalis, Heine, Nietzsche, Wagner. Fr./М., 2004; Ашукин Н. А. Блок. Синхронистические таблицы жизни и творчества. 1880-1921. Библиография 1903-1923. М., 1923; Библиотека А. А. Блока: Описание. Л., 1984-1986. Кн. 1-3.

Д. М. Магомедова.