Блум Бенджамин Сэмюэл
БЛУМ (Bloom) Бенджамин Сэмюэл (21.2.1913, Лансфорд, штат Пенсильвания - 13.9.1999, там же), американский психолог и педагог, доктор философии (1942). Профессор педагогики Чикагского университета (с 1938). Одним из первых начал разрабатывать систему объективных показателей результатов педагогического воздействия. Создал таксономию (классификацию) педагогических целей в познавательных и эмоциональных областях. Обосновал выделение двух типов педагогического оценивания: формирующего, направленного на определение текущего уровня обученности и соответствующую корректировку обучения, и суммирующего, которое фиксирует результат данного этапа обучения. Блум изучал конкретные показатели психологической готовности учащихся к учебной деятельности, экспериментально показал их обусловленность факторами среды, выделил сензитивные периоды, определяющие формирование познавательных и эмоциональных характеристик готовности. Показал возможность их целенаправленного формирования педагогическими средствами. Блум заложил основы концепции «полноценного усвоения», в которой система индивидуализированного обучения выступает как средство достижения всеми учащимися единого уровня академической подготовки.
Соч.: Taxonomy of educational objectives. The classification of educational goals. 2nd ed. N. Y., 1964. Vol. 1-2; Stability and change in human characteristics. N. Y.; L., [1964]; All our children learning. N. Y.; L., 1981.
М. В. Кларин.