Блюз

БЛЮЗ (английский blues, от blue devils - уныние, хандра), вид афроамериканской светской, преимущественно вокальной, музыки. Зародился в США в среде негров-рабов. Его истоки - сольные трудовые и религиозные песни, поэтическое содержание и меланхолическое настроение которых отражало историческую судьбу их создателей.

Для блюза характерны особые мелодические интонации («блюзовые ноты»: понижение III, V, VII ступеней в мажоре, V ступени в миноре, в том числе с использованием микрохроматических интервалов), резкие метрические акценты у банджо или гитары, повторяющаяся формула в басу («буги-вуги») в сочетании с типовой аккордовой последовательностью, другие стилистические и исполнительские приёмы. Получил известность после первых публикаций и записей (1910-е годы), в 1920-х годах вошёл в репертуар кабаре и мюзик-холлов, часто в виде аккомпанемента («блюзовый квадрат») певцам (среди них - «императрица блюза» Бесси Смит).

Оказал существенное влияние на формирование джаза; считался одной из его форм, хотя продолжал развиваться параллельно. В 1920-30-х годах в Чикаго появился более грубый и агрессивный по манере «городской» блюз, в котором объединились мужская блюзовая вокальная традиция и инструментальные импровизации новоорлеанского джаза. В конце 1940-х годов блюз начал терять свою принадлежность исключительно афроамериканской культуре. На основе смешения блюза и лёгкой развлекательной музыки возник ритм-энд-блюз, ставший прототипом стиля соул (основной представитель - Рей Чарлз) и рок-н-ролла (Джими Хендрикс, Эрик Клэптон, «Роллинг стоунз» и др.). С 1960-х годов блюз влияет на развитие поп-музыки, в том числе на стиль блюз-рока. Элементы блюза использовали Дж. Гершвин, М. Равель, Д. Мийо и другие композиторы.

Лит.: Конен В. Рождение джаза. М., 1984; Oliver Р. Blues off the record: thirty years of blues commentary. Tunbridge Wells, 1984.

Е. А. Дубинец.