Бодхидхарма

БОДХИДХАРМА [санскритский - закон Просветления; китайский - Дамо; японский - Дарума], буддийский мыслитель 5-6 века, основоположник китайской буддийской школы чань (японской - дзен). Индийские источники не содержат сведений о Бодхидхарме, китайские - полны разночтений. Общие сведения таковы: Бодхидхарма родился в семье царя-брахмана из Южной Индии и более 40 лет обучался техникам медитации, распространённым в махаяне. Совершил морское путешествие в Китай. Прибыл в Кантон около 520 года. Разочаровавшись в способах достижения освобождения, использовавшихся китайскими буддистами, таких, как тщательное соблюдение ритуала, практика «накопления» религиозных заслуг, Бодхидхарма удалился в монастырь Шаолинь, где просидел в медитации, созерцая белую стену, несколько лет, до самой своей кончины (около 528). По преданию, Бодхидхарма прожил около 160 лет.

Бодхидхарма считается 28-м патриархом буддизма и первым патриархом в школе чань (дзен), а также автором нескольких трактатов. Основой учения Бодхидхармы является идея мгновенного Просветления. В самом известном из трактатов Бодхидхармы «О двух путях и четырёх деяниях» излагается учение о двух путях Умиротворения. Первый - путь разума - состоит в получении закона Просветления от мастера и осознании того, что всё живое имеет одну и ту же природу Будды. Медитируя над этой идеей, необходимо твёрдо увериться в ней и научиться не отличать себя от других людей. Второй - путь Умиротворения ума - это поведение, включающее 4 деяния: не испытывать ненависти, так как страдания суть следствия проступков в прошлых рождениях; быть в ладу с собственной кармой, не иметь желаний, поскольку всё искомое суетно, умиротворение же и гармония - это отсутствие желаний; следовать закону, все положения которого освобождают ум от ограниченности. Бодхидхарма учил обретению Просветления созерцанием собственной подлинной природы, а также передачей мыслей непосредственно от сердца к сердцу, поскольку истина вне писаний и речей.

Соч.: Трактат о созерцании ума. М., [1996].

В. П. Андросов.