Бодрийяр Жан
БОДРИЙЯР (Baudrillard) Жан (родился 20.7.1929, Реймс), французский философ, социолог, культуролог, публицист. Выпускник Сорбонны (1958). Со 2-й половины 1950-х годов журналист и обозреватель (газета «Libération», журнал «Les Temps Modernes» и др.). В 1966 году защитил диссертацию, публикация которой в 1968 году в виде книги «Система вещей» принесла ему широкую известность. С 1966 года преподаватель, с 1972 года профессор социологии университета Париж-VII (Нантер). Активно участвовал в студенческих волнениях мая 1968 года. В 1986-90 годах научный руководитель Института социально-экономических исследований при университете Париж-IX (Дофин). Неоднократно выступал с лекциями в крупнейших университетах мира (в том числе и в России). Его тексты спровоцировали появление ряда знаковых произведений массовой культуры (в том числе цикл фильмов «Матрица»).
Творчество Бодрийяра относят к так называемой постмодернистской философии. В ранних работах Бодрийяр - сторонник семиотической интерпретации потребительского общества, испытавший заметное влияние марксизма, структурализма и психоанализа. Бодрийяр - создатель «политической экономии знака», оригинальной концепции символического обмена и «постсоциологической» теории массы. В 1980-е годы Бодрийяр обосновывает теории «трансполитики», «трансэкономики» и «транссексуальности». В 1990-2000 годах в центре его внимания феномены современной войны и террористических действий.
Реклама
Бодрийяр начал как переводчик работ К. Маркса. Вскоре вслед за Ж. П. Сартром Бодрийяр обратил пафос марксистского радикализма на сам марксизм. Итогом стала немарксистская (или даже антимарксистская) модель социальной критики, общий вывод которой состоит в отказе от диалектической интерпретации истории и идеи революционного преобразования общества. Взамен Марксовой концепции идеологии как «ложного сознания» Бодрийяр предложил концепцию симуляции, связанную с анализом феноменов, олицетворяющих различные формы имитации жизни.
Под влиянием Р. Барта Бодрийяр на материалах фотографии, телевидения и Интернета исследовал феномен виртуализации. Придав статус аксиомы тезису о «симулякре», т. е. знаке без объекта, соотносимом только с другим знаком, Бодрийяр заметно радикализировал многие положения семиотики.
Соч.: Le système des objets: la consommation des signes. Р., 1968; Simulacres et simulation. Р., 1981; Amérique. Р., 1986; Cool memories: [1980-1985]. Р., 1987-2005. [Vol. 1-5]; Система вещей. М., 1995; L’Échange impossible. Р., 1999; Забыть Фуко. М., 2000; Символический обмен и смерть. М., 2000; Прозрачность Зла. М., 2000; Соблазн. М., 2000; К критике политической экономии знака. М., 2003.
Лит.: Фуре В. Н. Радикальная социальная теория Ж. Бодрийяра // Социологический журнал. 2002. № 1; Кралечкин Д. Ю. Две или три вещи, которые я знаю о симулякрах // Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака. М., 2003; Ашкеров А. Ю. Социальная антропология. М., 2005.
А. Ю. Ашкеров.