Боккаччо Джованни

Боккаччо (Boccaccio) ДжованниБОККАЧЧО (Boccaccio) Джованни [1313, Чертальдо (обл. Тоскана) или Флоренция - 21.12.1375, Чертальдо], итальянский писатель. Первоначальное образование получил во Флоренции. С 1327 года жил с отцом в Неаполе, где близко познакомился с придворной и рыцарской культурой французского образца; изучал право в Неаполитанском университете. В конце 1340 - начале 1341 годов Бокаччо вернулся во Флоренцию; знакомство с Ф. Петраркой (1350) переросло в прочную дружбу. В 1350-60-х годах выполнял по поручению Флорентийской коммуны ряд дипломатических миссий. В 1373-74 по поручению Совета Коммуны читал курс публичных лекций о Данте (в церкви Сан-Стефано-ди-Бадиа), однако не успел закончить его; именно Бокаччо первым назвал «Комедию» Данте «Божественной».

В творчестве Бокаччо можно выделить 3 периода - неаполитанский, флорентийский и последекамероновский. В поэмах первого периода исходный эпико-романический материал насыщен лирическим началом: «Охота Дианы» («Caccia di Diana», сочинение около 1334-38, своеобразный каталог прекраснейших неаполитанских дам), «Филострато» («Filostrato», создан около 1335, рассказ о любви троянского царевича Троила и дочери Калханта Хрисеиды, изменившей ему с Диомедом), «Тезеида» («Teseida», создан около 1339, в сюжетном плане - продолжение поэмы Стация «Фиваида»). В первом прозаическом опыте Бокаччо - романе «Филоколо» («Filocolo», создан около 1336-38), восходящем к французской поэме «Флуар и Бланшефлор» или к её итальянским переделкам, - любовный сюжет оттеснён на второй план изощрённой риторикой и пространным учёно-энциклопедическим комментарием.

Реклама

Первое сочинение, созданное Бокаччо после возвращения во Флоренцию, - прозиметр «Комедия нимф» («Comedia delle Ninfe», другое название - «Амето», создано в 1341-42), рассказ о молодом охотнике, который благодаря любви приобщается к культуре и обретает подлинную человечность (одна из центральных тем творчества Бокаччо). Написанная терцинами поэма в 50 песнях «Любовное видение» («Amorosa visione», создана в 1342) описывает путь героя, преодолевающего житейские соблазны и отвергающего ложных кумиров (слава, богатство, фортуна), к высшему благу (представленному, в соответствии с аллегорической традицией, как соединение с возлюбленной). В повести «Элегия мадонны Фьямметты» («Elegia di madonna Fiammetta», создана около 1343-44, опубликована в 1472) на первом плане описание душевных переживаний знатной неаполитанской дамы, полюбившей флорентийского купца и оставленной им; однако трактовка внутреннего мира персонажей сводится к умелому комбинированию риторических топосов. Истинное новаторство «Фьямметты» состоит в радикальной модернизации жанровой традиции, заданной классической элегией и сборником поэтических посланий Овидия «Героиды». В центре поэмы в октавах «Фьезоланские нимфы» («Ninfale Fiesolano», созданы около 1344-46), где рассказывается о любви пастуха к нимфе, давшей Диане обет девственности, - поэзия пробуждающейся женственности и материнства; при всей условности пасторального фона поэма является наименее риторически отвлечённым из додекамероновских произведений Боккаччо.

Стремление Бокаччо к жанровому экспериментированию, характерное для сочинений флорентийского периода, наиболее ярко проявилось в «Декамероне» («Decameron», создан около 1349-51, опубликован в 1471) - книге, заложившей основу жанра новеллы (до Бокаччо можно говорить только о предновеллистических тенденциях). Бокаччо радикально трансформирует традицию короткого повествования: рассказ лишается автономности, входит в состав единой книги; полностью устраняется внеповествовательный дидактизм; в центре повествования ставится парадоксальный сюжетный поворот; конфликт драматизируется и частично интериоризируется; наконец, новелла по сравнению с её средневековыми источниками («пример», фабльо, житие, анекдот) существенно повышает свой статус в литературной иерархии. В новеллах «Декамерона» вырабатывается чрезвычайно разнообразная, яркая и живая картина действительности, в которой центральную роль играет личная предприимчивость. В обрамлении «Декамерона» противопоставлены друг другу два образа действительности: реальный (картина социального хаоса, описание чумы) и идеальный (картина социальной гармонии, общество рассказчиков). Покинув зачумлённый город, рассказчики «Декамерона» не просто покидают мир, в котором утрачены и растоптаны все человеческие связи, ради некоего утопического идеала, - они обращаются к этому миру со своим словом, благодаря которому в мире вновь утверждается порядок.

Боккаччо (Boccaccio) ДжованниЕдинственное художественное сочинение на народном итальянском языке, созданное Бокаччо после «Декамерона», - повесть «Корбаччо» («Corbaccio», создано около 1355-65; смысл названия неясен), по форме представляющая собой видение, а по пафосу - резкий памфлет, направленный против женщин. Большинство сочинений Бокаччо этого периода написано на латыни и посвящено каталогизации и адаптации накопленных античностью исторических, мифологических и географических сведений: монументальный свод античной мифологии «Генеалогия языческих богов» («Genealogia deorum gentilium», создана около 1360-75); собрание примеров, демонстрирующих превратности судьбы великих мужей всех времён, - «О несчастиях знаменитых людей» («De casibus illustrium virorum», создано около 1360-74); собрание древних и современных географических сведений «О горах, лесах, источниках, озёрах, реках, болотах и морях» («De montibus, silvis, fontibus, lacubus, fluminibus, stagnis seu paludibus, de nominibus maris», сочинение около 1355-74). Трактат «О знаменитых женщинах» («De claris mulieribus», создан около 1361-1374) включает 106 биографий (от Евы до современницы Бокаччо королевы Неаполя Иоанны). На народном языке написан «Малый трактат в похвалу Данте» («Trattatello in laude di Dante», создан 1352-72).

Восприятие творчества Бокаччо в России началось сравнительно поздно: некоторые сюжеты «Декамерона» проникли в русскую культуру в конце 17 века (через переводы с польского языка). Два перевода из «Декамерона» принадлежат К. Н. Батюшкову (заключительная новелла, опубликована в 1817, и вступление к книге, опубликовано в 1819 году). Настоящее знакомство с «Декамероном» состоялось благодаря переводу А. Н. Веселовского (1891-92), с другими сочинениями Бокаччо - в 20 веке («Фьямметта» в переводе М. Кузмина - 1913; «Фьезоланские нимфы» в переводе Ю. Н. Верховского - 1934).

Соч.: Tutte le opere / А cura di V. Branca. Mil., 1967-1983. Vol. 1-10; Фьямметта. Фьезоланские нимфы. М., 1968; Декамерон. М., 1970; Малые произведения. Л., 1975; Генеалогия языческих богов // Эстетика Ренессанса. М., 1981. Т. 2.

Лит.: Веселовский А. Н. Боккаччо, его среда и сверстники. СПб., 1893 - 1894. Т. 1-2; Корелин М. С. Ранний итальянский гуманизм и его историография. СПб., 1914. Т. 3: Джованни Боккаччо, его критики и биографы; Petronio G. Il Decameron. Saggio critico. Bari, 1935; Billanovich G. Restauri boccacceschi. Roma, 1947; Russo L. Letture critiche del Decameron. Bari, 1956; Getto G. Vita di forme е forme di vita nel Decameron. Torino, 1958; Хлодовский Р. И. Декамерон. Поэтика и стиль. М., 1982; Бранка В. Боккаччо средневековый. М., 1983; Baratto М. Realtà е stile nel «Decameron». Roma, 1984; Cazalé-Вérard С. Stratégie du jeu narratif. «Le Décaméron»: une poétique du récit. Р., 1985; Fido F. Il regime delle simmetrie imperfette: studi sul Decameron. Mil., 1988; Barberi-Squarotti G. Il potere délia parola: studi sul Decameron. Napoli, 1993.

М. Л. Андреев.