Боливийцы

БОЛИВИЙЦЫ (самоназвание - bolivianos), народ, основное население Боливии. Численность 8,9 миллионов человек (2005, оценка). Говорят на боливийском варианте испанского языка, кечуанских языках, аймара, других индейских языках. Верующие - в основном католики (свыше 95%), есть протестанты (баптисты, методисты, адвентисты седьмого дня).

Боливийцы Общие черты боливийской культуры складывались в доиспанский и колониальный периоды из взаимных влияний двух крупнейших индейских народов Боливии - аймара (основное население до завоевания Боливии инками в 15 веке) и кечуа, переселявшихся сюда начиная с инкского завоевания. В инкский период язык кечуа (руна сими, буквально - язык человека) стал основным языком населения Боливии. Ныне кечуа живут в основном в долинах вокруг Кочабамбы и Сукре. Из-за тяжёлых климатических условий белые иммигранты колониального периода (креолы) в Боливии сравнительно немногочисленны - в основном владельцы серебряных рудников Потоси, эксплуатировавшие индейское и метисное (чоло) население (смотри Мита); развивалось также латифундистское хозяйство. Ввоз чернокожих рабов из Африки не имел здесь такого значения, как в других колониях Южной Америки. После Боливийской революции 1952 года и аграрной реформы 1953 года индейцы получили личную независимость и гражданские права. Сохраняется разрыв между белым и индейско-метисным населением, хотя метисы начинают играть всё большую роль в экономике страны.

Реклама

Культура боливийцев сочетает индейские и европейские традиции (в искусстве, литературе, в обрядах, праздниках и др.). Различаются несколько территориальных групп боливийцев. В зоне высокогорья, с самой высокой плотностью населения (Альтиплано), живут в основном аймара, занимающиеся скотоводством (большую часть разведением ламы), а также выращиванием картофеля, киноа и др., на озере Титикака - главным образом рыболовством; более низкие склоны занимают кечуа, занимающиеся преимущественно земледелием. В Альтиплано расположены также главные города Боливии с преобладающим белым населением.

Индейцы  восточных склонов Анд, покрытых субтропическими лесами (Юнгас), - аймара, кечуа, мохо, такана и др. - занимаются земледелием (фрукты, рис, хлопчатник, кока); индейцы тропический зоны  восточных равнин (Орьенте, или Чако) - гуарани, чикитано, гуарайю, вичи, айорео, чакобо, юракаре и др. - охотой, собирательством, рыболовством, подсечно-огневым земледелием. С открытием в конце 20 века месторождений нефти увеличился приток белого и метисного населения.

Боливийцы Устное творчество. Традиции кечуа и аймара восходят к культуре инков. У малочисленных горных индейцев (чипайя, кальяуайя) сохранились реликтовые формы ритуальной музыки и тайный язык, на котором поют песни.

Для индейской культуры горных районов в целом характерны календарно-обрядовые, семейно-бытовые, культовые музыкально-танцевальные действа. Типичны круговые танцы; в сопровождающих их инструментальных ансамблях, как правило, играют мужчины, а женщины поют и танцуют. Распространены духовые инструменты (главным образом флейты), мембранофоны, идиофоны, а также струнные щипковые креольского происхождения. Традиционные инструменты и жанры имеют сезонную приуроченность: в сезон дождей играют на продольных флейтах пинкольос, символизирующих женское начало, изобилие и водную стихию и связанных с культами Матери Земли и Девы Марии; многоствольные флейты сикус (антарас) и продольные кенас символизируют мужское начало, солнце, ветер и используются во время обрядов сухого сезона, посвящённых божествам Пачатата и Апу, в праздник Тела Христова, в дни мужских святых. Для равнинных индейцев также характерно сохранение и возрождение местных традиций, в том числе шаманских песен - охотничьих [у чимане; сирионо (группа тупи-гуарани)], врачевательных [у айорео (группа самуко)]. Музыкальная культура метисов - преимущественно городской фольклор. В целом для боливийцев характерна развитая празднично-фестивальная культура с музыкой смешанного индейско-креольского типа. Излюбленные музыкальные  инструменты - гитара и чаранго (напоминает гитару, с корпусом из панциря броненосца).

Лит.: Klein Н.S. Bolivia, the evolution of а multiethnic society. N. Y., 1982; Культура Боливии. М., 1986.

С. Н. Якушенков; В. И. Лисовой (устное творчество).