Болонский процесс
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС (БП), добровольное сотрудничество образовательных систем европейских стран, направленное на создание общего образовательного пространства. БП предполагает обеспечение благоприятных условий для максимально облегчённого передвижения учащихся и обладателей дипломов (квалификаций) в пределах общего пространства, углублённого взаимодействия между отдельными вузами в образовательной и исследовательской деятельности, дальнейшего расширения культурных и гуманитарных связей между участвующими странами, укрепления экономического сотрудничества на европейском континенте.
Идеи интеграции образования на европейском континенте зародились при подготовке Лиссабонской конвенции «О признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе» (1997 год). Впервые они были включены в Совместную декларацию министров образования Великобритании, Германии, Италии и Франции о гармонизации европейской системы высшего образования (Париж, 25.5.1998).
На основе фундаментальных принципов, провозглашённых «Великой Хартией университетов» (Болонья, 18.9.1988), определены направления модернизации европейского высшего образования, изложенные в Болонской декларации от 19.6.1999, под которой подписались представители 29 государств. Одним из следствий Болонской декларации явилось широкое международное обсуждение задач и путей формирования к 2010 году Европейского пространства высшего образования (ЕПВО). Были организованы международные рабочие группы, семинары и конференции, а также органы по практическому осуществлению БП. Предполагается, что после завершения создания в 2010 году формальных рамок глубокого международного сотрудничества интеграция европейского образования в рамках БП будет продолжена на качественно новом уровне.
Реклама
Болонская декларация провозгласила лозунг «Европа знаний» и сформулировала главные цели и основные направления формирования ЕПВО: введение национальных систем легко читаемых и сопоставимых степеней (квалификаций); переход на систему высшего образования, базирующуюся на трёх основных уровнях (циклах): бакалавриат, магистратура и докторантура; принятие единой системы академических кредитов (ECTS); обеспечение гарантированного качества образования за счёт усиления международного сотрудничества; разработка и принятие сравнимых критериев и методов контроля и оценки качества образования; внедрение Приложения к дипломам (квалификациям) единого образца; достижение безусловного признания университетами стран-участниц БП дипломов (квалификаций) и периодов обучения с использованием общепринятых методик оценки документов об образовании и механизмов принятия решения о признании; расширение студенческой мобильности; всемерное развитие института обучения в течение жизни; расширение автономных прав вузов, внедрение современного институтского менеджмента; обеспечение привлекательности европейского образования для студентов других стран и континентов.
РФ присоединилась к БП на конференции министров образования в Берлине в сентябре 2003 года. В 2005 году в БП участвовали 45 стран.
Лит.: Международно-правовые акты и документы по развитию европейской интеграции в образовании и исследованиях: Европейское образовательное пространство: От Лиссабонской конвенции о признании до Болонского процесса / Под редакцией Г. А. Лукичева. М., 2004; Болонский процесс в вопросах и ответах. СПб., 2004; «Мягкий путь» вхождения российских вузов в Болонский процесс / Главный редактор А. Ю. Мельвиль. М., 2005; From Berlin to Bergen. General report of the Bologna follow-up group. Bergen, 2005.
Г. А. Лукичёв.