«Большая восьмёрка»

«БОЛЬШАЯ ВОСЬМЁРКА» («Big Eight»), ежегодные встречи руководителей глав государств и правительств 8 стран мира (США, Японии, ФРГ, Франции, Великобритании, Италии, Канады, России), проводимые в одной из стран-участниц, на которых обсуждаются наиболее актуальные и сложные проблемы геополитики и мирового хозяйства и занимаются поиском путей выработки согласованной экономической политики на ближайшую перспективу.

Регулярные встречи лидеров ведущих индустриальных держав проводятся с 1975 года («Большая семёрка»). Их необходимость была вызвана бурно развивающимися глобальными процессами, усиливающейся нестабильностью, резкой дифференциацией мировой экономической системы, проявлениями глобальных и системных кризисов - банковских, валютных и долговых. На первоначальных встречах согласовывались вопросы кредитно-денежной политики, некоторые аспекты мировой торговли и ряд других экономических проблем глобального характера. Постепенно круг обсуждаемых вопросов расширялся, распространяясь на международную безопасность, окружающую среду, борьбу с терроризмом, транснациональной организованной преступностью и др.

Реклама

Россию стали приглашать к участию в работе «Большой семёрки» с 1991 года. С 1994 года встречи происходили в формате «7+1». В 1996 году в Москве состоялся специальный саммит «Большой семёрки» по ядерной безопасности с полноправным участием России, в 1998 - министерская встреча по проблемам мировой энергетики (которую впервые к обсуждению предложила Россия). В 1998 году в Бирмингеме (Великобритания) на 24-м саммите «Большая семёрка» официально стала «Большой восьмеркой». России было предоставлено формальное право полноправного участия в её работе, определении и подготовке повестки дня саммитов. Уже в 1999 году по инициативе России в Москве прошла министерская конференция по борьбе с транснациональной организованной преступностью.

Трудности реформирования экономики России, кризис 1998 года, поиски путей выхода из кризиса ограничивали возможности её активного участия в программах «Большой восьмерки». Укрепление экономического положения России в начале 21 века, её политика в вопросах международной безопасности, борьба с терроризмом, меры по облегчению долгового бремени развивающихся стран повысили роль России в «Большой восьмерке». В 2001 году на встрече в Генуе (Италия) Россия впервые выступила в качестве донора по ряду программ. Весной 2003 года Российская Федерация выделила 10 миллионов долларов в трастовый фонд «Кёльнская инициатива» по долгам Парижского клуба кредиторов - программа облегчения долгового бремени 33 беднейшим государствам мира. Россия предоставила также 11 млн. долларов Всемирной продовольственной программе, выделила 20 миллионов долларов в Глобальный фонд по борьбе с ВИЧ/СПИД, туберкулёзом и малярией.

На встречах «Большой восьмерки», состоявшихся в 2003 году в Эвьян-ле-Бене (Эвиан, Франция) и в 2004 в Си-Айленде (США) были рассмотрены проблемы безопасности и нераспространения ядерных технологий, развития высоких технологий, помощи менее развитым странам. На Эвианском саммите впервые к работе «Большой восьмерки» в рамках «расширенного диалога» присоединились лидеры 12 ведущих региональных держав мира, включая Китай и Индию. В 2004 году было принято заявление по Ираку, в котором подчёркивалось, что Ирак должен быть суверенным, стабильным и демократическим государством. Были урегулированы основные противоречия государств «Группы восьми» по проблемам Ирака и помощи в его восстановлении. В 2005 году встреча «Большой восьмерки» состоялась в Лондоне и Глен-Иглс (Шотландия) и была посвящена проблемам борьбы с бедностью. На эти цели выделено 500 миллиардов долларов. Встреча была названа «саммитом Африки», так как выделенные средства в основном пойдут в этот регион.

Хотя геополитическая значимость России не вызывает сомнений, её экономическое положение всё ещё отстаёт от уровня остальных стран «Большой восьмерки», вследствие чего российские представители лишь частично участвуют в заседаниях министров финансов и глав центральных банков членов «Группы восьми». Её полноценное участие в работе «Большой восьмерки» обусловлено вступлением в две другие ключевые международные организации - Всемирную торговую организацию (ВТО) и Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Совещания «Группы восьми» не имеют статуса международной организации, не основываются на каком-либо договоре, не имеют постоянного секретариата и других наднациональных органов. Подготовка совещаний осуществляется высокопоставленными представителями - «шерпами» (советниками). Между саммитами проводятся также регулярные встречи министров «Большой восьмерки» - иностранных дел, экономики, финансов и др.

Главный политический документ «Большой восьмерки» - заявление, которое от имени всех участников делает лидер страны - устроительницы встречи. В заключительном коммюнике фиксируются совместные документы и договорённости, достигнутые в результате встреч. Председательствует страна - устроительница встречи. В 2006 году председателем саммита «Большой восьмерки» будет Россия.

Лит.: Пентилля Р. «Большая тройка» в «большой восьмерке» // Россия в глобальной политике. 2003. Т. 1. № 3; Луков В. Фактор доверия // Международная жизнь. 2003. № 8.

М. П. Стрепетова.